ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

Мадер-акка: Богиня Земли в саамских мифах, Инга-Мария мульк Inga-Maria Mulk ритуалах, наскальном искусстве и материальной культуре M a t t a r a h k k a : c o n c e p t io n s a n d r e p r e s e n t a t io n s o f M o t h e r E a r t h in S a m i m y t h s , r i t u a l s , r o c k a r t a n d m a t e r i a l c u l t u r e Введение Вэтой статье я выдвигаю предположение, что Мать-Земля, или богиня Мадер-акка (Mattarahkka) —важнейшая фигура в доисторических верованиях саами. Я считаю, что ее образ является ключевым элементом изображений на темы саам­ ской мифологии. Роль, которую она играла вдавние време­ на, нашла отражение в наскальных изображениях, рисун­ ках на шаманских бубнах и предметах, обнаруженных в ме­ стах жервоприношений, в топонимике и фольклоре. Образ Матери-Земли (Мадер-акки) задокументирован исследова­ телями в этнографическое время и может быть реконстру­ ирован для доисторического времени. Я предлагаю обсу­ дить, как эти визуальные представления о Мадер-акке нес­ ли в себе ряд широко распространенных в саамском обще­ стве идей, влияя тем самым на ряд культурных практик, вто время как сама концепция богини Матери-Земли могла ме­ няться. Мы можем рассматривать мировоззрение саамов как принадлежащее к западной ветви охотничьих сообществ, широко распространившихся на территории Северной Ев­ разии (Hultkrantz 1965, 1985, 1992). Для этой обширной тер­ ритории характерно шаманско-анимистическое мировоз­ зрение. Природа и все в ней —люди, животные и растения, а также камни, почва, воздух и вода мыслились одушевленны­ ми. Такое мировоззрение формировалось через мифы, ри­ туалы, рассказы, песни, танцы, рисунки и одежду. Ритуалы, связанные с ежегодным циклом, могли проводить как мест­ ныеобщины (sijdda), так иотдельные лица —мужчины, жен­ щины и дети. Доисторическое мировоззрение саами, изначально об­ щее для всех североевропейских охотничьих народов, сформировало свои особые черты в ходе освоения людьми территорий Фенноскандии и северо-западной России в по­ слеледниковый период. При этом на протяжении всей пред­ ыстории саамы имели контакты с соседними народами. Как археологические, так и лингвистические данные свидетель­ ствуют о том, что в течение каменного века и эпохи метал­ ла они активно контактировали со скотоводческими пле­ менами в центральной и юго-восточной Европе, а на вос­ токе с другими народами финно-угорской языковой груп­ пы, распространившимися до Урала и Западной Сибири. На юге, с началом сельского хозяйства, усиливались их контак- Илл. 1. Фрагмент сцены из Сторстейнена, Боссекоп, Альта. Показаны женщины верхом на оленях. Это один из немногихх примеров в наскальном искусстве из северной Фенноскандии, где человеческие фигуры стоят на лосе или северном олене. Я считаю, что мы должны интерпретировать эти образы как изображения Матери-Земли, или Мадер-акки. Источник изображения: Helskog 1984, 2012. Fig. 1. A detail from a scene at Storsteinen. Bossekop, Alta. Showing women riding a reindeer. This one of several examples in rock art from northern Fennoscandia o f human figures standing on or riding an elk or reindeer. I argue that we should interpret these images as metaphors for Mother Earth or Mattarahkka. Source of image: Helskog 1984, 2012. Introduction In this paper I propose that the Mother Earth figure or goddess Mattarahkka was a key element in prehistoric Sami beliefs. I believe that her mythical connections to other worlds provided for the Sami the dominant metaphors for visual representation. 1will emphasise that her role in former times was visualised in images engraved or painted on rocks, in the objects deposited at sacrificial sites, in the motifs on shamanic drams, as well 2020 TRE 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz