ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

Рис. 13. Новая Залавруга, Беломорские петроглифы. Сцена подготовки к буксировке кита на берег. Сцена справа, возможно, связана с символическим значением выбивки. Fig 13. New Zalavruga, White Sea carvings: scene of preparing to tow the whale to the shore, the one on the right possibly relates to the sym­ bolic meaning o f the carving. во от гарпуна, то увидим нераспознаваемый объект. Его форма была изменена в результате эрозии поверхности породы. Это было зарегистрировано уже Равдоникасом (Ravdonikas 1938), который впервые описал рисунок и интерпретировал его как лодку. Я полагаю, что его ин­ терпретация была похожа на интерпретацию гарпуна из Bangudae, сделанная Lee, как указание на особую охот­ ничью практику и технологию глубоководного промысла. Я согласна с предпосылкой такого подхода, однако я бы предположила, что объект, соединенный линией с гарпу­ ном, является поплавком, а не лодкой. Это не единствен­ ный пример использования поплавков, изображенных в наскальных рисунках Бесовых Следов. На приведенном выше изображении сцены охоты на белух мы видим под­ готовку к буксировке, при которой можно использовать поплавок, чтобы «уменьшить» вес кита, который необхо­ димо тянуть одной маленькой лодкой (Илл. 10). В наскальных рисунках Канозера мы видим использо­ вание гарпуна, хотя, как и в случае с Бесовыми Следками, он показан только один раз. Подобным же образом, на петроглифах из Беломорья и Канозера переплетены сце­ ны китовой и наземной охоты, создавая поразительные композиции и визуальные нарративы (Илл. 11), плохо по­ нятные современному зрителю. В сцене морской охоты, можно увидеть сходство с изо­ бражениями из Bangudae: кит и гарпун показаны сверху. На петроглифах Канозера, группа Каменный 7, гарпун снабжен двумя рядами зубьев, и в этом случае он имеет 4 зубца на каждой стороне, и так как это изображение входит в тело кита, то можно предположить что гарпун имел больше 8-ми зубцов. Видимо, данный кит был добыт охотниками не с лодки, соединенной с телом кита линем с гарпуном, а с лодки, изображеннной над млекопитаю­ щим; линь с гарпуном, ведущий от нее, поражает наибо­ лее уязвимую часть тела кита, вызывая смерть. Поэтому я предполагаю, что гарпун используется здесь для того, чтобы прикрепить вторую лодку к телу кита и отбуксиро­ вать его на берег. Мы видим несколько изображений из Канозера, где линия, прикрепленная к киту, указывает на успешную охоту, попадая в верхнюю часть тела кита, близко к серд­ цу и легким. Такие изображения также известны из наскально- was already recorded by Ravdonikas (1938), the first person who recorded the carving and interpret it as a boat. His inter­ pretation, I suggest, was similar to that of the Bangudae har­ poon made by Lee as an indication o f particular hunting prac­ tice and technology of deep-sea exploitation. 1 agree with the premise of such an approach, however, I would suggest that the object attached by the line to the harpoon is a float rather than a boat. This is not the only instance of the use of floats depicted in the rock art of Besovy Sledki. In the image seen above of the beluga whale hunting scene, we see the prepara­ tion for towing represented where possible float are employed ‘easing/reducing’the weight of the whale to be pulled by the single small boat (Fig. 10). In the Kanozero rock carvings we see the use of the har­ poon, even though, as in the case o f Besovy Sledki, it is shown only once. Similarly, the carvings from the White Sea region and the Kanozero whale hunting images are interwoven with scenes of terrestrial hunting, creating arresting compositions and visual narratives (Fig. 11), even if they area little confus­ ing for contemporary viewers. Looking at the scene of marine hunting, there is a visual similarity with Bangudae: the whale and the harpoon are seen from the top. In the case of Kanozero carving, location Stone Island, group 7, the harpoon is a biserial barbed harpoon, and in this case it has 4 barbs on each side and since the image is carved into the body of the whale, it looks as if the harpoon might have more barbs than 8; the kill has not been deliv­ ered by the hunters from the boat attached to the body of the whale by the harpoon and the line, but the boat located above the mammal; the line leading from this vessel struck the most significant part o f the whale of the body causing death. There­ fore, I suggest that the harpoon is used to attach the second boat to the whale’s body to tow it to the shore. We see a number of images from Kanozero where the line attached to the whale indicates a successful hunt by hitting the upper part of the whale’s body area, close to the heart and lungs. Such images are also known from the White Sea rock art. (Fig. 12). In general there is a distinction in the marine hunt­ ing imagery between the Kanozero and While Sea. At the for­ mer, we see more images related to preparing to tow the whale 102 TRE 2020

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz