ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

Рис. 9. Петроглифы Бесовы следки. Кит с гарпуном, застрявшим в Fig 9. The Besovy Sledki carving of a whale with a harpoon lodged in ным деревянным инструментом. Этот тип охоты приносит большую добычу, сразу несколько китов, но для этого не­ обходимо участие нескольких лодок одновременно. Второй способ охоты набелух проводился при меньшем количестве лодок и предусматривал присутствие охотни­ ков на берегу: 1) две-три лодки связаны сетями с поплав­ ками, закрывающими путь эвакуации для китов; 2) концы сетки передаются стоящим на берегу людям, блокирую­ щим любые способы побега; 3) люди тянут сети с пойман­ ными в ловушку китами к берегу; 4) забой китов. Интересно, что в наскальном искусстве изображений таких способов лова не встречается, что свидетельствует о необходимости поиска специальных знаний «ноу-хау», опираясь на традиционные знания коренных народов. 1. Обозначение убийства в визуальном нарративе Прежде чем перейти к изображениям наскальных рисун­ ков, я предлагаю рассмотреть, как ведется успешная охо­ та и как это можно показать в наскальном искусстве. Что­ бы сделать это, я связалась с Акселем Блиманном (Aksel Blymann, личное сообщение), опытным охотником и чле­ ном организации рыбаков и охотников в Нууке, Гренлан­ дия, чтобы выяснить, как успешно охотиться на морских млекопитающих. Чтобы убить кита, охотник (охотники) целится в верх­ нюю часть тела, под плавник кита в область сердца и лег­ ких: не имеет значения, с какой стороны киту наносится удар или какой это вид кита (Илл. 6). Вторая область уда­ ра находится на два сантиметра ниже отверстия на голо­ ве кита: так, однако, делают очень редко. Угол удара по голове составляет 90 градусов, а угол для сердца и лег­ ких —45 градусов (Илл. 6). Удар кита в голову неэффективен, так как у него очень крепкий череп и, скорее всего, гарпун об него сломается. Удар в область мышц в нижней части тела может причи­ нить животному только травму, но не смерть. Удар в этих двух областях обратит животное в бегство, а не убьет. Часто кита бьют дважды. Второй раз наносят «добива­ ющий» удар в случае, если первого было недостаточно. 2. Наскальное искусство В сценах китобойного промысла, высеченных на скалах Белого моря и Канозера, часто комбинируются сцены спине, и поплавком, прикрепленным к концу лески, its back and a float attached to the end of the line. the trapped whales towards the shore, 4) the whales are killed. What is interesting is the lack of such depictions in rock art, which shows the need of looking for the specialist knowledge o f ’know how’ available by referencing traditional indigenous knowledge. 1. Indication of the kill in a visual narrative Before moving to the rock art depictions, I suggest we look at how to conduct a successful hunt and how it can be shown in rock art. To do this I have been in contact with Aksel Blymann (pers. comm.) an experienced hunter and member of the Or­ ganisation of the Fisherman and Hunters in Nuuk, Greenland to establish how to successfully hunt for the marine mammal. To deliver a successful kill the hunter/swill target the upper part of the body, under the whale’s fin in the region of heart and lung: it does not matter from which side of the whale the blow comes or what species of the whale (Fig. 6). The second area to strike is located two centimetres below the blow hole on the whale’s head: this, however, is executed very rarely. The angle to strike the head is 90 degrees, while heart and lungs area is c. 45 degrees (Fig. 6). Илл. 10. Рисунок Бесовых Следков —кит, возможно, приготовлен к буксировке с использованием поплавков (поплавки заключены в овальную линию). Fig 10. The Besovy Sledki carving of a whale being prepared for towing with possible use of floats (floats are enclosed by the oval line). 2020 TRE 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz