ЗЕМЛЯ TRE. № 2. 2015 г.
одни сани, зрители были довольны и резуль татами гонок. Первый приз достался самому бедному человеку. Наконец, представители всех народностей получили призы, что не вы звало нареканий с национальным оттенком. По-видимому, огорчённым остался лишь наш хозяин — ижемец, который, так как сам был очень пьян, послал на гонки своего сына, не сумевшего прогнать оленей как следует. Ста рику не важны были деньги, а обидно то, что подорвана была его слава, как лучшего ездо ка рысью. Пришлось нам вмешаться, чтобы неудача сына не привела к побоям. Как и раньше, к Крещенью приурочивают ся свадьбы. Нам пришлось видеть лопарскую и ижемскую свадьбы и вечеринки. Наряду с сохранением старых обычаев, в том чис ле у лопарей «уточки», в костюмах и танцах было очень много нового. Сюда проникли не только кадриль и полька, но и тустеп, крако вяк, па-де-спань и т. д. Правда, новые танцы умеют исполнять не все. У лопарей самым большим успехом пользуется «опчая», когда в маленькой комнате буквально не остаётся пустого места и все как бы топчутся в общей массе. На ижемской вечеринке в богатом доме, кроме танцев, водили хоровод, под русские песни: «По за городу», «В хорово де были мы»,«Капустка» и т. д. Здесь были очень стильны девушки и женщины в особо повязанных шёлковых платках, заменяющих старинные ленты и кокошники, употребляю щиеся теперь лишь на свадьбах. На ижемской свадьбе угощали всех «бражкой» — мутная сладковатая самодельная водка, — олени ной, пирогом с рыбой (кумжой), пшенной каше и, клюквенным киселем. У кого не было свадьбы, хо дили по гостям и принимали гостей. Веселье продол жалось несколько дней — с бражкой, но почти без водки. По крайней мере, мы не видели водки, хотя заходили во многие дома. Вечером поражала тиши на в селе, мало похожая на праздник. Праздник давал нам возможность без особого стесненья ходить по домам, помог ознакомиться с постройками, домашним бытом, и вместе с тем вы яснить ряд хозяйственно-бытовых вопросов, в част ности, вопрос о перекочевках. Завязав знакомства, В.В.Чарнолуский при содействии нескольких лопа рей в течение десятидневного пребывания в Ловозе ре собрал материал для составления карты переко- чевок и оленьих пастбищ. Хотя мы участвовали в празднике, для нас он был тем более рабочим временем. Мы всемерно стреми лись использовать съезд лопарей для антропологи ческих измерений. Работая с утра до наступления темноты, мы измерили 65 лопарей мужчин, 8 жен щин и 30 ижемцев. _______________________________ Событием, отличающим современный празд ник, были волостной съезд советов, митинг памяти В.И.Ленина и 9 Января 1905 года, два спектакля и танцы. Народа было очень много. К сожалению, ребята так шумели, что трудно было слушать. Мно гие были недовольны и жаловались, что непонятно. Устроенные после спектакля танцы прошли очень весело и оживлённо. Сочетание европейских танцев и лопарских и ижемских костюмов и типов было ин тересно своеобразно. Из мелочей, являющихся по казателем моды и вкусов молодёжи, наше внимание привлекло употребление в качестве украшения ан глийских булавок, прикалываемых в количестве 2-8 на кофточках и пиджаках.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz