ЗЕМЛЯ TRE. № 2. 2015 г.

ЛОПАРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (11 /1 -11 /Ѵ 1927 г о д а ) . ( о т р ы в к и ) Д.А.Золотарёв Источник публикации: Д.А. Золотарёв. ЛОПАРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (11/1-11/ V 1927-го года). Издание Государственного Русского Географического общества. Ленинград. 1927 г. ...Образование Государственным Русским Гео­ графическим Обществом Карельско-Мурманской Комиссии дало возможность во всей полноте по­ ставить вопросы о срочности изучения лопарей и о снаряжении с этой целью зимней экспедиции. Ини­ циатива Комиссии, поддержанная Советом Русского Географического Общества, нашла живой отклик в Колонизационном Отделе Мурманской железной дороги, отпустившей при содействии Г. Ф. Чиркина 1.500 рублей на Лопарскую Экспедицию. К сожале­ нию, другая часть денег была отпущена Географиче­ скому Обществу Главнаукой в размере 1.900 рублей лишь в конце 1926 года, и только тогда можно было начать работу. В начале января месяца текущего года экспедиция в составе руководителя профессора Д. А. Золотарёва, врача Ф. Г. Иванова-Дятлова и этнографа В. В. Чарнолуского выехала на работу. Основными задачами Лопарской Этнологической Экспедиции Русского Географического Общества были антропологическое и медико-гигиеническое исследование и изучение быта лопарей. Готовясь сделать большой путь на оленях в самый холодный месяц, мы запаслись тёплой одеждой. Усилив обычный костюм тёплым бельём и носками, надев короткие полушубки, мы не без труда и усилий натянули на себя меховые чулки (лепты), высокие пимы и малицы, подпоясав их ремнями. Уже одева­ ясь, мы почувствовали необыкновенную жару. Пред­ ставляя собою довольно неуклюжие резервуары тепла, мы двинулись около 6 часов вечера в Ловозе­ ро находящееся в 110 километров от Пулозера. Наш поезд состоял из трёх подвод. Впереди на 4 оленях, запряжённых в довольно высокие сани — нарты са­ моедского типа, ехал наш ямщик-лопарь лет 17-18, к нартам была подвязана пара оленей с низенькими санями и одним из нас, сзади ехали на тройке двое сотрудников экспедиции, самостоятельно управляя оленями. Путь из Пулозера до Ловозера является самым бойким и хорошим. В Ловозеро, как волостной центр и ближайший внутренний погост восточной части Кольского полуострова, ездят сравнительно часто. Лесная дорога местами очень хорошо укатана. Лишь г Ь с у д А Г с т и я о і русск о » г к и т а ^ и н к ж ш : « д а с г в о Кф«ЛЫ£*ам4ІЯНМІМЖІ* s o c i * T t t u s s t d t a t o o m P H U С м и ІИ Іч *» u *» 4« » « m > Д А. З О Л О Т А Р Е В ЛОПАРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ а г 1927-ГО года) О. A Z O L O T A R E V ЕШІТІШ[НИЩИЕ[I ИННЕ • »X 9 I тшштт txvt ішттт Л Е Н И Н Г Р А Д 1 9 П 2015 Тре 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz