ЗЕМЛЯ TRE. № 2. 2015 г.
Ловозерский съезд советов. 1927 г. Фото из статьи Д.А.Зо/іотарёва «Лопарская Экспедиция». неграмотностью населения. Получал с граждан, как свя щеннослужитель, установленную мзду головами оле ней, служил в вике в качестве заведующего регистра цией браков и получал жалованье, был председателем кооператива и, как потом было установлено ревизией, не без личной выгоды. Ревизия установила растрату в кооперативе, и звезда Распутина закатилась. Нынешний председатель кооператива Заборщиков — комсомолец. При нём ловозерский кооператив на последнем губернском кооперативном съезде был при знан одним из лучших на Мурмане. Заборщикову уда лось восстановить, между прочим, замшевый завод, не работавший с начала германской войны. Раньше лово- зерская замша вывозилась за границу — в Норвегию и Англию. Дело выгодное. Восстановлен завод, ремонти ровано здание при незначительных затратах, — почти всё делалось руками Заборщикова, его помощников и комсомольцев. Заборщиков женился на девушке из патриархальной ижемской семьи. Конечно, сначала родители невесты и слышать не хотели о сватовстве коммуниста. Граждан- ский брак в Ловозере, в глуши тундр! Это был первый случай — вся ижемская колония восстала. Девушку засыпали градом насмешек, пугали: «Муж-коммунист увезёт тебя и бросит». Но ижемка с овальным, стыдли во вспыхивающим личиком и стрельчатыми ресницами обнаружила большую твёрдость, и старикам пришлось уступить. Дед девушки в числе других стариков присутствовал на съезде. Седобородый старик-ижемец, в малице, с ве личавым видом возлежал на полу и, опираясь на локоть, пытливо, но на этот раз как будто совсем не гневно, сле дил за каждым словом наречённого зятя-коммуниста. Даже в глуши тундр лопари начинают понимать, что теперь нельзя жить, как прежде, в темноте, без просве щения. На съезде лопари-делегаты из отдалённых глу хих погостов заявляли, что у них постановили отчислить столько-то голов оленей на устройство и содержание школы или интерната в Ловозере. ... На вечеринках девицы сидят отдельно, парни — отдельно. Не принято, чтобы девицы разговаривали, шутили или смеялись с парнями. Лопарки держатся не сколько проще, свободнее, но ижемки, как куклы в ви трине, рассядутся и сидят, не улыбаясь, не шевелясь, не смотря по сторонам. Танцуют под гармонию, сохраняя ту же кукольную неподвижность, старинный танец «ше стёрку», кадриль, польки и вальсы. Лопари и ижемцы не говорят, или не любят говорить по-русски. Но песни поют русские. Впрочем, слова ра зобрать невозможно. Мотивы и голоса грубые, дикие. Разинут рты и орут, как заведённые, часами. В этом нечленораздельном орании есть что-то вол чье, жуткое, дикое. Невольно вдруг вспоминаешь, что кругом тундры, леса, ночь, волки. Волк перегрызает своей жертве, оленю, глотку рыча и захлёбываясь, высасывает горячую пенящуюся кровь, пожирает задние окорока, а остальное броса ет. Почуяв близость волка и обезумев, олень в пани ческом страхе прыгает на деревья и, застряв рогами в ветках погибает. Идёшь с вечеринки. Снег струится огнями, полне ба охвачено северным сиянием. Всё, от земли до неба светло, странно, необычайно. Не понимаю, каким образом лопари так легко, без дорог и без компаса, ориентируются в тундрах и по кратчайшему пути доводят вас до железнодорожной станции. Тундра всюду однообразная — девственный снег, кочки, берёзки, затканные инеем. Когда я снова увидала железнодорожные огни, оле ни остановились у небольшого деревянного домика- станции, я мысленно оглянулась на своё путешествие. Ловозерский погост представился мне каким-то запо ведным местом вроде Града-Китежа... 74 Тре 2015
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz