ЗЕМЛЯ TRE. № 2. 2015 г.

Ижем ки в праздничных нарядах. 1927 г. Лопари — рыболовы и оленеводы — на лето остав­ ляют свои стада без призора, и благодаря этому еже­ годно теряют много оленей, которые гибнут: отравля­ ясь ядовитыми грибами, от волков или тонут в болотах. Ижемцы занимаются преимущественно оленеводством (рыбу ловят только для себя). Оленеводческое хозяй­ ство у них ведётся лучше, чем у лопарей. Они круглый год стерегут свои стада сами или держат лопарей-па- стухов. Олень, проработав в упряжке несколько дней, должен отдыхать в стаде. В год олень работает не боль­ ше 50— 100 дней. Важенок (самок) ижемцы запрягают лишь в самом крайнем случае...... На ловозерском волостном съезде говорили о воз­ можности проведения в Ловозеро железной дороги. Ижемцы и лопари забеспокоились, зашумели и в голос заявили: «Проведут дорогу — нам со стадами придётся погибать иди уходить отсюда». «Чугунка» — злейший враг оленеводов. Пожалуй, ещё более страшный, чем волки. Лесные пожары, происходящие от летящих из паровозов искр, выжигают ягель. Ягель возобновляется через 10 — 15 лет, и оленеводам после пожара остаётся только собрать свои стада и уходить. В последние годы наблюдается среди ловозерцев <тенденция> к выселению на более отдалённые и не­ тронутые ягельные места. Ижемец Иван Григорьевич Артиев со своими сыновьями, всем семейством, пере­ селяется к верховьям реки Паноя. Переселенцы первое время жили в старой брошенной лопарской веже и в чуме. Теперь у них уже превосходные дома, полное хо­ зяйство, есть даже коровы и огороды. Новый погост на­ зывается Ивановкой в честь Ивана Григорьевича. Ижемцы плодовиты, хозяйственны, патриархальны... Ижемцы же народ пришлый, им нечего вспоминать, у них нет местных сказаний. В гостях на празднике. 1927 г. Фото из статьи Д.А.Золотарёва «Лопарская Экспедиция». Но, подвыпив на свадьбе сына или внучки, старик- ижемец поёт о том, как он запряжёт четырёх оленей в новые санки с белой постелью, возьмёт новый харей, наденет белый совик, «яхнет» и поедет в Печорскую сторону, прямёхонько к крыльцу Сандриньи. Здрав­ ствуй, здравствуй, Сандринья. Этому певцу-ижемцу уже 70 лет, у него 18 — 20 взрослых сыновей, праправнучата, а его Сандринья, по всей вероятности, давно в сырой земле. ... Съезд открылся в день годовщины смерти Лени­ на. Выступал председатель губисполкома Мельников. Это была не обычная митинговая речь, а скорее сказ об Ильиче. Обстановка тоже была не митинговая. Рас­ селись, кто где придётся, больше на полу. Слушали вни­ мательно, взволнованно, высвободив головы и уши из мехового капора малицы. Часто поглядывали на пор­ трет Ленина, освещённый поставленной < ...> лампоч­ кой. Потом в школе был устроен вечер. Школьники —ло­ пари, самоеды, ижемцы —декламировали с своеобраз­ ным произношением и ударениями (знамэна < ...> ) Демьяна Бедного — «Мы бьёмся за светлую жизнь бед­ няков» и другие стихотворения. В детском спектакле роль старика-отца старого за­ кала играл сын местного священника Распутина, юный комсомолец < ...> Отец, говорят, жестоко стегал его ремнём за комсо­ мольские убеждения. Молодой Распутин очень правдо­ подобно, вероятно, копируя отца, топал на сцене нога­ ми и ворчал на новые порядки: в бога не верят, в церкву не ходят... После революции священник Распутин недурно было устроился в Ловозере, воспользовавшись темнотой и 2015 Тре 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz