ЗЕМЛЯ TRE. № 2. 2015 г.
производства работ. Этот вопрос разрешен Мурманским Губиспол- комом с участием представителей Ленинградско го Округа Местного Транспорта и в достаточной степени освещён Начальником Округа В. И. Кубеш на страницах № 10 Вестника Карело-Мурманского края за 1925 г. в его статье „Край без путей для местного транспорта». По этим данным предусмотрено три очереди строительства, причём один маршрут, а именно Ловозерский признан внеочередным и подлежа щим выполнению немедленно с получением на это средств. Маршрут первой очереди: Кандалакша-Умба-Кузомень-Тетрино-Поной3, при общей длине в 550 километров, является важ ным в виду его зверобойно-промышленного зна чения и связывающим 12 селений по Терскому бе регу, в том числе 4 волостных центра, отрезанные в течении 8 месяцев в году. Сообщение водным путём небезопасно вследствие частых штормов. Регулярного почтового сообщения нет. Зверобойно-промышленный и рыболовный про мыслы Терского берега, несмотря на неблагопри ятные условия, довольно развиты и дают, в сред нем, нижеследующее: Тюлений промысел на 30.000 руб., охоты на 20- 30.000 р., от сёмужного промысла 10-12 тысяч пу дов в год на сумму, в среднем, 100.000 руб., ра нее улов доходил до 20.000 пуд., уменьшившихся вследствие недостатка снастей. Улов некоторых рыб оценивался на сумму до 30.000 руб. Не менее важное значение Терский берег Бе- 3 Проект осуществлён лишь частично —имеется лишь автодорога до с. Кузомень. Оказалось проще ликвидировать село Поной (прим. ред.) Фот.6. На Карбасе через Ридвозеро. лого моря может получить в отношений эксплоа- тации лесных богатств, горных пород и полезных ископаемых. Наличие последних в подробности отмечено исследованиями проф. Д. Белянкина и приведено в его предварительном отчёте „Горные породы и полезные ископаемые окрестностей сел Умбы и Порьей губы». Маршруты второй очереди4: 1. Ловозеро —Лявозеро —пог. Семиостровский, Зимний Курептельский, Нов. Иокангский, Лумбов- ский, Пурнач, Поной. Соединяет все населённые пункты тундры и устанавливает связь с Мурман ском, обычно прерывающуюся на 7 месяцев в году. Общая длина маршрута 820 кил. по дикой тундре. 2. Пог. Семиостровский — Каменский — сел. Ивановка — Сергозеро — Варзуга — Кузомень. Связывает селения тундры с побережьем Белого моря для обмена продукции промыслов. Длина 190 кил. 3. Кола — Нотозеро (он же Рестикент), протяже нием 60 кил. связывает западную часть губернии с Мурманском. Оживленный рынок, центр будущей колонизации, начатой уже в этом районе шведа ми и финнами.(См. Год Колонизационной работы Мурм. ж. д.) 4. Село Поной — Кочковка — Летний Лумбов- ский — Иоканга. Обслуживает северо-восточную часть губернии. Общая длина 135 кил. 5. Ловозеро — пог. Воронинский — Териберка, связывает центр Лапландии с центром восточно го Мурмана, имеющим оживленный товарообмен. Длина 140 кил. 4 Практически все маршруты не осуществлены , частично по причине ликвидации некоторых населённых пунктов, частично по причине изменения маршрутов (прим. ред.) Фот.13. Общий вид р.Вирма и характер берегов. 2015 Тре 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz