ЗЕМЛЯ TRE. № 2. 2015 г.
Фот.З. Ловозерская оленья запряжка нюю напряжённость борьбы местного населения за своё существование, вырабатывая у последнего исключительную выносливость и приспособляе мость. Между тем природные богатства, по свидетель ству авторитетнейших учёных, заслуживают того, чтобы край зажил полной жизнью. Для этого, по заявлению проф. Доктуровского (Вестник Карело-Мурманского края 1925 г. №28), пересекшего Кольский полуостров по линии р. Умба, Умбозеро, Ловозеро, р. Воронья к Гаври- ловской губе Мурманского берега, необходимо проложить ряд дорог, изучить водные пути рек и озёр, дать точные географические карты1. Создание путей сообщения, по словам акаде мика А. Е. Ферсмана („Три года за полярным кру гом», изд. Молодой Гвардии 1924 г. стр. 64), хотя бы простых троп, проходимых верхом, могло бы совершенно изменить всю постановку вопроса ис пользования горных богатств Хибинского массива, выдвигая объекты настоящего горного промысла. Единственным средством сообщения на Мурма- не в настоящем и то исключительно в зимний пе риод служит оленья запряжка2 (Фот. 3.). И если взять напр. Центральный Ловозерский погост, то своеобразно извилист путь от него к Пулозеро (станция Мурманской жел. дор.), следуя по чистым от зарослей и кочек болотам, замерзшим озерам, имея приблизительную длину до 100 километров без единого пристанища на ночлег, обычно устра 1 См. работу Доктуровского в данном альманахе (прим.ред) 2 Первоначальный способ запряжки — прицепленная к оленю долбленная лодочка (керетка); теперь-же по типу самоедов как лопари, так и ижемцы (зыряне) применяют лёгкие санки (нарты), запрягая 3 —4 и до 5 оленей, располагая их косым рядом, из них передний управляется и служит вожаком; остальные следуют за ним, будучи связаны между собою (Фот. 4). (прим. автора) Фот.4. Оленья запряжка на постройке Ловозерской дороги (2-я избушка в районе Сухозеро). иваемого в санях, кутаясь в оленьи шкуры при мо розах до 40°. В этот исключительно период ведётся сбыт шкур, меховых изделий, оленины и заготовка всех предметов потребления на всё время последую щей оторванности от внешнего мира. Ибо с наступлением весны, оттаиванием болот и вскрытием озёр, наступает конец своеобразным путям сообщения и связи в этом районе. Необыкновенно изнурительный летний путь (Фот. 5.), подчиняясь условиям наибольшей су хости, с ношею на плечах, под тучами мошкары и комаров при непременном условии иметь прово дника — отнимает обычно охоту и возможность пускаться в дорогу на 3—4 дня, в течении которых, лишь только обладая навыком, можно было до браться от Ловозера к Мурманской жел. дор., вы бирая для этого направление на Ягельный Бор, где по некоторым озёрам можно пользоваться карба сами, если таковой окажется на той стороне, от куда подходишь к озеру (Фот.6). Забота о путях сообщений, понимая под таковы ми облегчённый тип грунтовых дорог с накатником на болотах, лёгкими мостами через реки, является непосильной местному бюджету. Поэтому совер шенно естественно возник вопрос поддержки Цен тральной власти, выливающейся теперь в форму ежегодной субвенции, относимой Мурманским Гу- бисполкомом исключительно на устройство путей сообщения. Общая потребность в последних по данным того же Губисполкома определяется в 2000 с неболь шим километров. Такая внушительная цифра общего протяжения дорожного строительства даже в его примитивных формах является делом десятков лет и понятно, что следует установить известную очерёдность 54 Тре 2015
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz