ЗЕМЛЯ TRE. № 2. 2015 г.

Фот.З. Ловозерская оленья запряжка нюю напряжённость борьбы местного населения за своё существование, вырабатывая у последнего исключительную выносливость и приспособляе­ мость. Между тем природные богатства, по свидетель­ ству авторитетнейших учёных, заслуживают того, чтобы край зажил полной жизнью. Для этого, по заявлению проф. Доктуровского (Вестник Карело-Мурманского края 1925 г. №28), пересекшего Кольский полуостров по линии р. Умба, Умбозеро, Ловозеро, р. Воронья к Гаври- ловской губе Мурманского берега, необходимо проложить ряд дорог, изучить водные пути рек и озёр, дать точные географические карты1. Создание путей сообщения, по словам акаде­ мика А. Е. Ферсмана („Три года за полярным кру­ гом», изд. Молодой Гвардии 1924 г. стр. 64), хотя бы простых троп, проходимых верхом, могло бы совершенно изменить всю постановку вопроса ис­ пользования горных богатств Хибинского массива, выдвигая объекты настоящего горного промысла. Единственным средством сообщения на Мурма- не в настоящем и то исключительно в зимний пе­ риод служит оленья запряжка2 (Фот. 3.). И если взять напр. Центральный Ловозерский погост, то своеобразно извилист путь от него к Пулозеро (станция Мурманской жел. дор.), следуя по чистым от зарослей и кочек болотам, замерзшим озерам, имея приблизительную длину до 100 километров без единого пристанища на ночлег, обычно устра­ 1 См. работу Доктуровского в данном альманахе (прим.ред) 2 Первоначальный способ запряжки — прицепленная к оленю долбленная лодочка (керетка); теперь-же по типу самоедов как лопари, так и ижемцы (зыряне) применяют лёгкие санки (нарты), запрягая 3 —4 и до 5 оленей, располагая их косым рядом, из них передний управляется и служит вожаком; остальные следуют за ним, будучи связаны между собою (Фот. 4). (прим. автора) Фот.4. Оленья запряжка на постройке Ловозерской дороги (2-я избушка в районе Сухозеро). иваемого в санях, кутаясь в оленьи шкуры при мо­ розах до 40°. В этот исключительно период ведётся сбыт шкур, меховых изделий, оленины и заготовка всех предметов потребления на всё время последую­ щей оторванности от внешнего мира. Ибо с наступлением весны, оттаиванием болот и вскрытием озёр, наступает конец своеобразным путям сообщения и связи в этом районе. Необыкновенно изнурительный летний путь (Фот. 5.), подчиняясь условиям наибольшей су­ хости, с ношею на плечах, под тучами мошкары и комаров при непременном условии иметь прово­ дника — отнимает обычно охоту и возможность пускаться в дорогу на 3—4 дня, в течении которых, лишь только обладая навыком, можно было до­ браться от Ловозера к Мурманской жел. дор., вы­ бирая для этого направление на Ягельный Бор, где по некоторым озёрам можно пользоваться карба­ сами, если таковой окажется на той стороне, от­ куда подходишь к озеру (Фот.6). Забота о путях сообщений, понимая под таковы­ ми облегчённый тип грунтовых дорог с накатником на болотах, лёгкими мостами через реки, является непосильной местному бюджету. Поэтому совер­ шенно естественно возник вопрос поддержки Цен­ тральной власти, выливающейся теперь в форму ежегодной субвенции, относимой Мурманским Гу- бисполкомом исключительно на устройство путей сообщения. Общая потребность в последних по данным того же Губисполкома определяется в 2000 с неболь­ шим километров. Такая внушительная цифра общего протяжения дорожного строительства даже в его примитивных формах является делом десятков лет и понятно, что следует установить известную очерёдность 54 Тре 2015

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz