ЗЕМЛЯ TRE. № 2. 2015 г.
осеннего, светила там восходят только однажды в год при лет нем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью < ...> Нельзя сомневаться в существовании этого народа.» Заключительная глава рассказа «Индийская му дрость» —развязка странного путешествия. Провожать доктора вышли, видимо, все обитатели острова —были здесь и жрецы — седобородые старцы, и женщины, только детей почти не было видно. Явный намёк на веч ную жизнь гипербореев. Доктор, по-прежнему обла чённый в шёлковый халат, ступил в лодку, и раздалось стройное, хотя и заунывное, пение — возможно, так островитяне провожали заходящее солнце. Солнцепо клонниками назвает и А.В.Барченко саамов-лопарей. А Гумилевский переносит это определение на их «литера турных» предков —гипербореев. Трагизм развязки рассказа в том что поступок жен щины передавшей рукопись не остался незамеченным. Рукопись конфискуется у Колгуя. Судьба женщины тоже не завидна. «Женщина, нарушившая порядок, вернулась в толпу под руг. Они только изумлённо отстранились от неё, но продол жали петь, не смея ни одним несоответствующим жестом или словом оскорбить солнечное божество, поднимавшееся над их головами. Колгуй счёл минуту подходящей и, предупредив доктора, оттолкнулся от берега с огромной силою, с которой мог сравниться разве только гнев, душивший его.» В противоположность этому, доктор сохранял спо койствие и выглядел удовлетворённым. Колгуй в раз дражении, думая поразить спутника своей осведомлен ностью, спросил —не думает ли тот, что будущей весной божество потребует в жертву к себе именно эту женщи ну? Доктор, ничуть не удивившись, согласился с таким предположением. Колгуй продолжал недоумевать: «—Как что? Надо рассказать об этом, людей созвать... В газетах напечатать... —Зачем? —холодно спросил тот. —Как зачем? Чтобы все знали...» Раздражаясь спокойствием путника Колгуй продол жает задавать вопросы и выясняет что доктор прибыл из «Из Тадж-Магала, близ Агры, из Индии...Чтобы про верить, существует ли ещё древний род гипербореев»... «—Откуда вы знали, что они существуют? —Из наших книг. —И вы никому не объявите о том, что видели? —Только тем, кто меня послал сюда. - А я? —Вы можете поступать так, как вам угодно. Доктор своим ответом как бы намекает что принад лежит он не к официальной науке, а к некоему тайно му обществу эзотерического знания «пославшего его сюда». — Так вы, может быть, из Лхасы, от самого далай-ламы притащились сюда, доктор? —Нет, —спокойно ответил тот, — —Это там нашли вы папирусы? —Да, —коротко подтвердил он. — И позвольте уже узнать, — продолжал допытываться Колгуй, вспоминая рукопись, читанную им в лодке, — какой чёрт помог вам разобраться в том, что там было накорежено? —Сравнительное языковедение, —просто, точно говоря о ночлеге, ответил доктор. Папирусы из Лхасы, принадлежность к закрытому сообществу —всё это очень похоже на то к чему влек ло Александра Варченко, пытавшегося организовать и экспедицию в Лхасу в своих поисках «универсального знания» и создавший тайное общество «Единое Трудо вое Братство». В заключение хочется отметить ещё одно возмож ное литературное влияние угадывающееся в рассказе Льва Гумилевского. За год до его публикации, в 1926 году вышел свет научно-фантастический роман геоло га Владимира Афанасьевича Обручева «Земля Санни- кова» — описывавший остров с затерянным племенем онкилонов. Литература Бодрова, 2014 = Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв.: Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2014. - 168 с. Визе, 1912 = Визе В. Лопарские сейды. / / Известия Архан гельского Общества изучения Русского Севера. — 1912. № 9, с. 395-400; №10. с. 453-459. Турина, 1982 = Время, врезанное в камень. Н.Н. Турина (Из истории древних лапландцев) Мурманское книжное издатель ство. 1982 г. Доктуровский, 1934 = Доктуровский B.C. По реке Умбе и реке Вороньей (пересечение Кольского полуострова в 1924 г.) / / Землеведение. 1934. Т. 36. Вып. 3. С. 289-301. Риппас, 1899 = Риппас П.Б. Кольская экспедиция 1898 года: Предварительный отчет //И з в . Имп. Русского географического о-ва. — 1899. — Т.35, Вып.З. — С.292—312, 1 л. карт. Рихтер, 1929 = Зинаида Рихтер. «По Лапландии» (изд. «Ого нёк» Москва, 1929 г.) Хальстрем, 2013 (1922) = Хальстрем Густав. Места жертво приношений в Русской Лапландии. Земля Тре. №1. ИП Лихачёв. Ревда. 2013. 50 Тре 2015
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz