ЗЕМЛЯ TRE. № 2. 2015 г.

осеннего, светила там восходят только однажды в год при лет­ нем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью < ...> Нельзя сомневаться в существовании этого народа.» Заключительная глава рассказа «Индийская му­ дрость» —развязка странного путешествия. Провожать доктора вышли, видимо, все обитатели острова —были здесь и жрецы — седобородые старцы, и женщины, только детей почти не было видно. Явный намёк на веч­ ную жизнь гипербореев. Доктор, по-прежнему обла­ чённый в шёлковый халат, ступил в лодку, и раздалось стройное, хотя и заунывное, пение — возможно, так островитяне провожали заходящее солнце. Солнцепо­ клонниками назвает и А.В.Барченко саамов-лопарей. А Гумилевский переносит это определение на их «литера­ турных» предков —гипербореев. Трагизм развязки рассказа в том что поступок жен­ щины передавшей рукопись не остался незамеченным. Рукопись конфискуется у Колгуя. Судьба женщины тоже не завидна. «Женщина, нарушившая порядок, вернулась в толпу под­ руг. Они только изумлённо отстранились от неё, но продол­ жали петь, не смея ни одним несоответствующим жестом или словом оскорбить солнечное божество, поднимавшееся над их головами. Колгуй счёл минуту подходящей и, предупредив доктора, оттолкнулся от берега с огромной силою, с которой мог сравниться разве только гнев, душивший его.» В противоположность этому, доктор сохранял спо­ койствие и выглядел удовлетворённым. Колгуй в раз­ дражении, думая поразить спутника своей осведомлен­ ностью, спросил —не думает ли тот, что будущей весной божество потребует в жертву к себе именно эту женщи­ ну? Доктор, ничуть не удивившись, согласился с таким предположением. Колгуй продолжал недоумевать: «—Как что? Надо рассказать об этом, людей созвать... В газетах напечатать... —Зачем? —холодно спросил тот. —Как зачем? Чтобы все знали...» Раздражаясь спокойствием путника Колгуй продол­ жает задавать вопросы и выясняет что доктор прибыл из «Из Тадж-Магала, близ Агры, из Индии...Чтобы про­ верить, существует ли ещё древний род гипербореев»... «—Откуда вы знали, что они существуют? —Из наших книг. —И вы никому не объявите о том, что видели? —Только тем, кто меня послал сюда. - А я? —Вы можете поступать так, как вам угодно. Доктор своим ответом как бы намекает что принад­ лежит он не к официальной науке, а к некоему тайно­ му обществу эзотерического знания «пославшего его сюда». — Так вы, может быть, из Лхасы, от самого далай-ламы притащились сюда, доктор? —Нет, —спокойно ответил тот, — —Это там нашли вы папирусы? —Да, —коротко подтвердил он. — И позвольте уже узнать, — продолжал допытываться Колгуй, вспоминая рукопись, читанную им в лодке, — какой чёрт помог вам разобраться в том, что там было накорежено? —Сравнительное языковедение, —просто, точно говоря о ночлеге, ответил доктор. Папирусы из Лхасы, принадлежность к закрытому сообществу —всё это очень похоже на то к чему влек­ ло Александра Варченко, пытавшегося организовать и экспедицию в Лхасу в своих поисках «универсального знания» и создавший тайное общество «Единое Трудо­ вое Братство». В заключение хочется отметить ещё одно возмож­ ное литературное влияние угадывающееся в рассказе Льва Гумилевского. За год до его публикации, в 1926 году вышел свет научно-фантастический роман геоло­ га Владимира Афанасьевича Обручева «Земля Санни- кова» — описывавший остров с затерянным племенем онкилонов. Литература Бодрова, 2014 = Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв.: Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2014. - 168 с. Визе, 1912 = Визе В. Лопарские сейды. / / Известия Архан­ гельского Общества изучения Русского Севера. — 1912. № 9, с. 395-400; №10. с. 453-459. Турина, 1982 = Время, врезанное в камень. Н.Н. Турина (Из истории древних лапландцев) Мурманское книжное издатель­ ство. 1982 г. Доктуровский, 1934 = Доктуровский B.C. По реке Умбе и реке Вороньей (пересечение Кольского полуострова в 1924 г.) / / Землеведение. 1934. Т. 36. Вып. 3. С. 289-301. Риппас, 1899 = Риппас П.Б. Кольская экспедиция 1898 года: Предварительный отчет //И з в . Имп. Русского географического о-ва. — 1899. — Т.35, Вып.З. — С.292—312, 1 л. карт. Рихтер, 1929 = Зинаида Рихтер. «По Лапландии» (изд. «Ого­ нёк» Москва, 1929 г.) Хальстрем, 2013 (1922) = Хальстрем Густав. Места жертво­ приношений в Русской Лапландии. Земля Тре. №1. ИП Лихачёв. Ревда. 2013. 50 Тре 2015

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz