ЗЕМЛЯ TRE. № 2. 2015 г.
ватель Густав Хальстрем (Хальстрем, 2013(1922)). Ещё одно его название «Роговой остров». Именно загадочный «остров духов» привлекает клю чевой персонаж рассказа Льва Гумилевского — таин ственного доктора, как выясняется в конце рассказа из Индии (вспоминается доктор Чёрный из одноимённого романа А.Барченко), который находит в Коле прово дника. И вот летом 1926 года, то есть через тринадцать лет после исчезновения экспедиции топографов, из той же Колы и совершенно по тому же направлению, имея це лью своего путешествия также озеро Умбу, отправился другой отряд, хорошо снаряжённый для путешествия, но состоявший всего лишь из двух человек. И только одного из них, старого охотника с мурманского берега, Николая Васильевича Колгуева (автор даёт имя герою рассказа в честь острова Колгуева, расположенного в Баренцевом море), в просторечии Колгуя, знала прово жавшая путешественников толпа зевак. Отойдя на при личное расстояние от Колы, путники встречают нечто любопытное: «... развалины каменной стены, возвышавшейся над низ кою порослью карликовых берёз, были видны издалека. Колгуй весело воскликнул: —То, что нам нужно для ночле га, доктор. Мы не могли бы и желать здесь лучшего... — Что это такое? — повторил тот, не замечая болтовни охотника. Жилище? —Да, иногда в них живут лопари... Я думаю, что им по ты сяче лет, и те, кто их строил, были посильнее нас... Лабиринты —называли их топографы. —Хорошо, мы ночуем там! —вдруг согласился тот и, круто повернув с дороги, направился к дряхлым камням с такою по спешностью, что Колгуй с недоумением погнал за ним свою лошадь, не понимая, откуда вдруг появилась в докторе такая охота к ночлегу и отдыху. Тот, кому случалось забираться в глубь Кольского полу острова, встречал, конечно, как и Колгуй, исколесивший его во всех направлениях, среди зарослей карликовой берёзы и стелющейся по земле ивы необычайные каменные лабирин ты, где лопари, остающиеся до сих пор язычниками, приносят жертвенных животных своим сердитым богам. Стены этих странных построек невысоки. Они сложены из огромных камней, заставляющих вспоминать о великанах, ко торым одним только под силу могли быть подобные сооруже ния. Внутренность этих построек представляет собою ряд пе реплетающихся между собою ходами и выходами каменных коридоров. Они, кружась, в конце концов выходят к центру лабиринта, где водружён тяжкий, как скала, каменный очаг. Обычно вокруг этих построек ютятся в своих оленьих чумах лопари, стекающиеся сюда на суд шамана по множеству своих семейных, житейских и оленьих дел. Иногда стены лабиринта, прикрытые земляной крышей, обращаются ими в постоянные жилища. Однако, глядя на низкорослых, заеденных холодом, голодом, вшами и нуждою обитателей циклопических постро ек, невозможно предположить, что они сами, деды их или пра деды строили эти угрюмые дворы, заставляющие вспоминать о каменном веке земли. Казавшийся издали бесформенной грудой камней лаби ринт, привлекающий внимание доктора, был брошенный на лето храм отправившихся к морю за рыбою лопарей... — Мы на верном пути, —сказал он, —мы идём к Умбе, как по компасу. Завтра к вечеру мы встретим ещё такой лабиринт, доктор! И послезавтра будем на Умбе! Тема северных лабиринтов поднята в рассказе неслу чайно. До сих пор эти загадочные памятники вызывают много споров об их смысле и назначении. Исследова ния лабиринтов на Кольском полуострове начались ещё в 19-м веке. Археолог Н.Н.Турина перечисляет первые публикации о Кольских лабиринтах: «Первые указа ния о наличии лабиринтов на реке Поной, были сдела ны академиком К.М. Бэром ещё в 1844 году. Позже, в 1877 году, А.В. Кельсиев описал лабиринты в связи с подготовкой антропологической выставки (но матери алы его исчезли). В 1883 году краткие сведения о ла биринтах Лапландии опубликовал А.В.Елисеев, а в 1900 46 Тре 2015
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz