ЗЕМЛЯ TRE. № 2. 2015 г.

лярной литературе, где о саамах с удовольствием пишут как о язычниках, избегают упоминать о многовековом православии Кольских саамов. Ещё в 19-м веке многие саамы-информанты рассказывали этнографам о языче­ ских обрядах не иначе как о пережитках, верить в кото­ рые негоже порядочному христианину. Но, читающая развлекательные книги публика, тре­ бует мистики —и, конечно, им нужен саам-язычник, по­ томок гипербореев, шаманист и даже последователь восточных традиций. В этом смысле не отстаёт от Гумилевского и его со­ временница — публицист Зинаида Рихтер. Описывая впечатления от саамов в документальной прозе она играет с экзотическими образами: «Окаменев, словно буддийские божки, сидят на сан­ ках кокетливые лопарки. Их малицы (одежда из оле­ ньих шкур), украшены цветной замшей, а своеобразные головные уборы (в роде шлема Афины-Паллады) выши­ ты шелками и камнями; преобладает рисунок, мальтий­ ского креста — фашистский знак» (Рихтер, 1929). Рассказ Льва Гумилевского начинается интригующе —почти как вестерн. «Из Колы, направляясь в глубь полуострова, вышел 24 июня 1913 года топографический отряд. Отряд, состоявший из шести человек, намеревался обследовать течение реки Умбы, вытекающей, как не многим известно, из озера того же названия. Никто из участников этой экспедиции не вернулся. Для огромного большинства составителей карт точное местоположение реки и озера остаётся по-прежнему неиз­ вестным. На всех просмотренных мной картах Кольский полу­ остров кажется в огромной своей части безводной пустыней, а на большинстве их загадочное озеро не означено вовсе, хотя величина его составляет не менее трети огромного Имандр- ского озера.» Интересно, что до революции подобной экспедиции по обследованию течения реки Умба так и не состоя­ лось. Топографические отряды обследовали лишь тече­ ние реки Варзуги (Риппас, 1899). В 1877 году путешественник В.И.Немирович- Данченко пишет об Умбозере «... В Хибинских горах найдено большое озеро, не нанесённое на карты.» (В. И. Немирович-Данченко, 1877:59). Действительно, Умбозеро закрепилось на картах только стараниями финской экспедиции 1887 года (рук. Ю.Пальмен). В 1910-11 годах на реке Умба побывали студенты В.Ю.Визе и М.А Павлов — возможно, путевые заметки этого путешествия были знакомы автору рассказа по публикациям в журнале Архангельского общества из­ учения севера. И лишь в 1925 г. первая топографическая карта реки Умба была составлена В.И.Влодавцем —геологом впо­ следствии ставшим известным благодаря открытию ме­ сторождений апатита в Хибинах. Возможно «картографическая ускользаемость» Ум- бозера стала одной из причин по которой автор пере­ нес действие рассказа именно сюда. С другой стороны значительные размеры таинственного озера позволяют спятать здесь крупный остров с древним племенем, а глубина и крупные волны защитить его от посторон­ них взглядов («умб», «умп» - искаженное саамское «нымпь» - что значит в переводе «волна»), «Гипербо­ рейские» находки экспедиции А.В.Барченко были свя­ заны с Сейдозером и Ловозером, а на Умбозере экспе­ диция так и не побывала. Повествование продолжается: «Об отряде не было получено никаких сведений. Ни об­ стоятельства гибели его, ни самое место трагедии не было никому известно. Однако никто из туземных жителей не со­ мневался в том, что топографы и их спутники погибли на пути к Острову Духов. Этот остров, о котором лопари говорят только днём, и то шепотом, находится в самой середине озера Умбы. Существует предание, в достоверности которого никто ещё не решился усомниться, что всякий, пытавшийся переправиться с берега на остров, погибал в волнах Умбы.» Описания А.А.Кондиайна и А.В.Барченко «Оле­ ньего острова» или Кыйт-суол на Ловозере, на ко­ торый их отказались везти саамы, весьма вероятный прототип описываемого в рассказе «Острова духов». Этот остров также упоминается в уже цитировавших­ ся выше путевых заметках Зинаиды Рихтер «По Ла­ пландии» (см. в этом номере альманаха): «Осенью лопари празднуют особый олений праздник. В этот день оленей не запрягают, все мужчины-лопари отправ­ ляются на лодках на Олений остров. Здесь происходит нечто в роде древнего жертвоприношения. Лопари складывают в пе­ щере привезённые с собою оленьи рога. В древности, — рас­ сказывают старики, — на этом острове происходили состя­ зания молодых лопарей, которые выходили на бой голыми, с оленьими рогами на голове. Победитель получал в награду самую красивую девушку. По преданию, ни одна женщина не была наОленьем острове, истоит только женщине сесть влодку и приблизиться к острову, как начинается буря, лодка опрокидывается.»(Рихтер, 1929). Другой исследователь, проф. В.С.Доктуровский так­ же пишет об этом острове (подробнее в его статье в этом номере альманаха): «Так, на Ловозере, в восточной части его, имеется «свя­ щенный» остров, заброшенный в лабиринте многочисленных других островков, на котором есть якобы пещеры; к этим пе­ щерам привозят жертвоприношения из оленьих рогов. Жен­ щины сюда не допускаются; да и вообще, если кто-либо из не­ посвящённых приближается к этому острову, то, по местному поверью, поднимается сильная буря и попасть на остров тогда нет никакой возможности.»(Доктуровский, 1934) На современных картах остров встречается под име­ нем «Волшебный» или «Колдун». Своё путешествие на остров Китсуол в 1910 году описал шведский исследо­ 2015 Тре 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz