ЗЕМЛЯ TRE. № 2. 2015 г.
абсолюта» и «высшей силы» привели Барченко к союзу с новой властью, так как в коммунистическом учении наш герой почувствовал родство со своими нравствен ными идеалами» (Мороз, 2005). Что касается мировоззрения Барченко, биографы говорят о том, что он увлекался идеями французско го мистика конца XIX — начала XX столетия Сент-Ив д’Альвейдра, был связан с петербургскими теософами, последователями Блаватской, находился под влиянием книг Элифаса Леви, и был знаком с учениками Геор гия Гурджиева. Особую роль в формировании воззре ний Барченко сыграли контакты с тибетскими ламами, которые посещали Санкт-Петербург—Петроград—Ле нинград, останавливаясь здесь при буддийском хра ме, открытом в 1915 году в пригороде Старая Дерев ня. Барченко был хорошо знаком с его обитателями, включая воспитателя и посланника Далай-ламы Агвана Дорджиева. Сам Барченко особо выделял среди своих буддийских наставников ламу Нага Навен, представляв шего интересы Панчен-ламы и Хаян Хирва. Хаян Хирва являлся членом ЦК Монгольской народной трудовой партии, занимая при этом пост начальника государ ственной охраны. «Революционные буддисты посвяти ли Барченко в учение Калачакры, которое российский мистик переосмыслил в соответствии с воспринятыми им ранее оккультными идеями. Барченко был убеж дён в том, что самые разные его учителя воспроизво дят идеи единого древнего знания, которое являлось достоянием давно исчезнувших великих цивилизаций» (Мороз, 2005). Известно, что Барченко встречался с представителя ми секты странников-голбешников (от «голба» — под полье), которые искали земной рай — Беловодье, про тотип буддийской Шамбалы. В переписке с бурятским учёным Г. Цыбиковым, автором книги о паломничестве в Тибет («Буддист-паломник у святынь Лхасы»), Бар ченко рассазывает о представителе этой секты — ко стромском крестьянине Михаиле Круглове, который ра зыскал его в Москве и посвятил в своё учение (Андреев, 2002:107). Позднее Барченко познакомился и с духов ным учителем голбешников — старцем Никитиным из Костромы. Барченко планировал путешествие в Тибет, где он собирался продолжить свои поиски «древней на уки», в частности совместив их с поисками легендарной Шамбалы, где, по его мнению, эта наука сохранилась в наиболее чистом виде. «Барченко выступал на кораблях Балтийского флота и вдохновлял революционных матросов описаниями существовавшего некогда Золотого века, который он отождествлял с первобытным коммунизмом. Впечатле ние, произведённое этими откровениями, было столь значительным, что, когда в 1920 году Барченко плани ровал экспедицию на Тибет, где он надеялся отыскать легендарную Шамбалу, двое моряков захотели его со провождать и обратились с такой просьбой в Наркомат иностранных дел. Ситуация напоминает, как кажется, сюжет «Аэлиты» Алексея Толстого, где матрос помо гает исследователю в его экспедиции на Марс» (Мороз, 2005). Вместо Тибета Барченко попадает на Кольский по луостров. В феврале 1921 года он отправляется на Мурман в сопровождении трёх спутниц — преданных учениц и соратниц —жены Наталии, личного секрета ря Юлии Вонифатьевны Струтинской и Лидии Никола евны Марковой. Позднее в апреле на Мурман прибы вает и друг и компаньон Александр Кондиайн с женой Э.М.Месмахер. Чем же занимался Александр Васильевич на Коль ском? Известно что Барченко пробыл на Севере около двух лет. Как вспоминает мурманский краевед Я.А. Кам- шилов, он работал в Мурманском губземуправлении — заведовал научно-исследовательской (испытатель ной) сельхозстанцией, которую оборудовал сам зимой 1921 г. (Андреев, 2006: 303). Имеются факты о том что Барченко сотрудничал с биологами Мурманской биологической станции (г.Александровск). О встречах с Надсоном, Клюге, Книповичем упоминает Я.А.Камшилов. Известно, что биологические изыскания А.В.Барченко были связаны с изучением водорослей. Его биограф А.И.Андреев ут верждает что Барченко самостоятельно вёл исследова ния по извлечению агар-агара из красных водорослей (Андреев, 2002). На биостанции этим вопросом зани мался Г.А.Надсон. В 1920-м году у Барченко завязались дружеские от ношения с акад. В.М. Бехтеревым и рядом других ве дущих сотрудников Института мозга. Учёная конферен ция института выбрала его - по предложению Бехтерева - своим представителем на Мурмане и официально ко мандировала в этом качестве (Андреев, 2006: 289) (см. также переписку с В.М.Бехтеревым в данном номере альманаха). Летом 1922 г. Барченко был назначен руководителем научной экспедиции Мурманского ГубЭКОСО (Губерн ского экономического совещания). * I 9-*+л- J Из таблицы «Материалы к карте археологических находок и открытий на Кольском полуострове»(1940). Архив МОКМ. 10 Тре 2015
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz