ЗЕМЛЯ TRE. № 2. 2015 г.

абсолюта» и «высшей силы» привели Барченко к союзу с новой властью, так как в коммунистическом учении наш герой почувствовал родство со своими нравствен­ ными идеалами» (Мороз, 2005). Что касается мировоззрения Барченко, биографы говорят о том, что он увлекался идеями французско­ го мистика конца XIX — начала XX столетия Сент-Ив д’Альвейдра, был связан с петербургскими теософами, последователями Блаватской, находился под влиянием книг Элифаса Леви, и был знаком с учениками Геор­ гия Гурджиева. Особую роль в формировании воззре­ ний Барченко сыграли контакты с тибетскими ламами, которые посещали Санкт-Петербург—Петроград—Ле­ нинград, останавливаясь здесь при буддийском хра­ ме, открытом в 1915 году в пригороде Старая Дерев­ ня. Барченко был хорошо знаком с его обитателями, включая воспитателя и посланника Далай-ламы Агвана Дорджиева. Сам Барченко особо выделял среди своих буддийских наставников ламу Нага Навен, представляв­ шего интересы Панчен-ламы и Хаян Хирва. Хаян Хирва являлся членом ЦК Монгольской народной трудовой партии, занимая при этом пост начальника государ­ ственной охраны. «Революционные буддисты посвяти­ ли Барченко в учение Калачакры, которое российский мистик переосмыслил в соответствии с воспринятыми им ранее оккультными идеями. Барченко был убеж­ дён в том, что самые разные его учителя воспроизво­ дят идеи единого древнего знания, которое являлось достоянием давно исчезнувших великих цивилизаций» (Мороз, 2005). Известно, что Барченко встречался с представителя­ ми секты странников-голбешников (от «голба» — под­ полье), которые искали земной рай — Беловодье, про­ тотип буддийской Шамбалы. В переписке с бурятским учёным Г. Цыбиковым, автором книги о паломничестве в Тибет («Буддист-паломник у святынь Лхасы»), Бар­ ченко рассазывает о представителе этой секты — ко­ стромском крестьянине Михаиле Круглове, который ра­ зыскал его в Москве и посвятил в своё учение (Андреев, 2002:107). Позднее Барченко познакомился и с духов­ ным учителем голбешников — старцем Никитиным из Костромы. Барченко планировал путешествие в Тибет, где он собирался продолжить свои поиски «древней на­ уки», в частности совместив их с поисками легендарной Шамбалы, где, по его мнению, эта наука сохранилась в наиболее чистом виде. «Барченко выступал на кораблях Балтийского флота и вдохновлял революционных матросов описаниями существовавшего некогда Золотого века, который он отождествлял с первобытным коммунизмом. Впечатле­ ние, произведённое этими откровениями, было столь значительным, что, когда в 1920 году Барченко плани­ ровал экспедицию на Тибет, где он надеялся отыскать легендарную Шамбалу, двое моряков захотели его со­ провождать и обратились с такой просьбой в Наркомат иностранных дел. Ситуация напоминает, как кажется, сюжет «Аэлиты» Алексея Толстого, где матрос помо­ гает исследователю в его экспедиции на Марс» (Мороз, 2005). Вместо Тибета Барченко попадает на Кольский по­ луостров. В феврале 1921 года он отправляется на Мурман в сопровождении трёх спутниц — преданных учениц и соратниц —жены Наталии, личного секрета­ ря Юлии Вонифатьевны Струтинской и Лидии Никола­ евны Марковой. Позднее в апреле на Мурман прибы­ вает и друг и компаньон Александр Кондиайн с женой Э.М.Месмахер. Чем же занимался Александр Васильевич на Коль­ ском? Известно что Барченко пробыл на Севере около двух лет. Как вспоминает мурманский краевед Я.А. Кам- шилов, он работал в Мурманском губземуправлении — заведовал научно-исследовательской (испытатель­ ной) сельхозстанцией, которую оборудовал сам зимой 1921 г. (Андреев, 2006: 303). Имеются факты о том что Барченко сотрудничал с биологами Мурманской биологической станции (г.Александровск). О встречах с Надсоном, Клюге, Книповичем упоминает Я.А.Камшилов. Известно, что биологические изыскания А.В.Барченко были связаны с изучением водорослей. Его биограф А.И.Андреев ут­ верждает что Барченко самостоятельно вёл исследова­ ния по извлечению агар-агара из красных водорослей (Андреев, 2002). На биостанции этим вопросом зани­ мался Г.А.Надсон. В 1920-м году у Барченко завязались дружеские от­ ношения с акад. В.М. Бехтеревым и рядом других ве­ дущих сотрудников Института мозга. Учёная конферен­ ция института выбрала его - по предложению Бехтерева - своим представителем на Мурмане и официально ко­ мандировала в этом качестве (Андреев, 2006: 289) (см. также переписку с В.М.Бехтеревым в данном номере альманаха). Летом 1922 г. Барченко был назначен руководителем научной экспедиции Мурманского ГубЭКОСО (Губерн­ ского экономического совещания). * I 9-*+л- J Из таблицы «Материалы к карте археологических находок и открытий на Кольском полуострове»(1940). Архив МОКМ. 10 Тре 2015

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz