ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.
Л о в о з е р с к и е л о п а р и . 1910 г. Фото Г .Х а л ь с т р е м а . хождение сейдов поклонением предкам35. Если и есть некоторые данные, которые позволяют придти к этому выводу, то с другой стороны есть также много аргументов против такого заключе ния. Dueben находит следующую связь между сейдами и покло нением предкам. Он предполагает, что лопари некогда отмечали места погребения умерших камнем и что около таких камней в честь умершего совершались жертвоприношения. Впоследствии такие камни сделались сейдами. Horck, исследовавший места по гребения древних лопарей, пишет, что такие могилы находятся на морских берегах, около озер и рек, а также на склонах свя щенных гор, напр, на Piettsam-dudder (dunder?) около Пазреки36. Очень может быть, что Piettsam-dudder (Piettsam — святая) по лучила такое название именно вследствие того, что тут некогда была похоронены тела усопших лопарей, но такие единичные случаи все-таки не дают права делать общее заключение, по ко торому все сейды и священные камни произошли из могильных памятников. Доказательством того, что сейды произошли не из могильных памятников, может служить и то, что более древние писатели упоминают о сейдах, которые стояли на высоких, не доступных местах. Так, Шеффер говорит, что лопари приноси ли жертвы сейдам, когда последние стояли на неприступных местах, следующим образом: они брали камень, смачивали его оленьей кровью и затем бросали его в сторону сейда37. Ясно, что такие недоступные сейды не могли возникнуть из могильных памятников. Шеффер же упоминает, что лопарские сейды были подчас простые пни, которые стояли еще вросшими в землю38. И эти сейды, очевидно, не имеют ничего общего с могильными кам нями. К северу от Ловозера находится древнее место погребения (по словам лопарей там похоронены «дедки, когда они еще не крещеные были»), и это место не чтится лопарями за священное. Таким образом, мнение, высказанное Dueben’oM, вряд ли являет ся правильным. Сами лопари часто объясняют происхождение сейда тем, что в данном месте окаменел нойда. Этим, например, они объясняют происхождение Репт-камня, Pawratschorr, Nepeslogtschorr и др. (см. выше), Andelin приводит следующее предание, повествую щее о происхождении одного сейда на Utsjok’e39. Н. Харузин, Ipso cit., p. 184. ^ А. о. Horck. «Ueber die Lapplaender». Zeitschrift fuer Ethnologie VIII, 1876. 37 Scheffer, loc. cit., p. 86; Также Creuzer u. Mone, loc cit., p. 26. Scheffer, loc. cit., p. 79. OQ «Religion der heidnischen Lappen». Archiv fuer wissenschaft- Около Utsjok’a жил некогда знаменитый колдун; одно время ему, вследствие недостатка в пище, грозил голод. С целью до стать себе пропитание, он, так как был одарен волшебной силой, призвал целое стадо оленей. Своему работнику он приказал не произносить ни одного звука, пока он будет занят колдованием. Однако работник его был также очень голоден и поэтому, ког да он увидел большое стадо оленей, у него вырвался крик ра дости. Как только он закричал, — тотчас же нойда превратился в камень». Это, распространенное по всей Лапландии поверье, что сейды суть окаменелые нойды, объясняется следующим об разом. У народов, стоящих на сравнительно низком уровне раз вития, часто господствует анимистическое мировоззрение на природу. У лопарей такая анимистическая тенденция в понима нии окружающей природы развита весьма сильно, так например Умбозеро они постоянно называют «стариком». Раз как-то у нас потонула в Умбозере жестянка со сливочным маслом. Когда мы рассказали об этом лопарям, они ответили: «видно захотелось старику попробовать, хорошее ли в Москве сало бывает». О том, какое впечатление должны были произвести на первобытного лопаря утесы и скалы, с подчас весьма фантастическими очер таниями, я уже говорил в начале статьи. Раз же у лопарей суще ствовала такая тенденция к анимизму, то естественно, ждать, что лопари видели в утесах и отдельных камнях необыкновенные существа (т. к. всем известно, что простые смертные в камни не обращаются), а существа, одаренные сверхъестественными си лами. Такими существами в ряду людей являлись колдуны-ной- ды, — которые пользовались славой не только у лопарей, во и далеко за пределами Лапландии — во всей Западной Европе — и слава которых в XVI веке дошла и до Москвы, куда лопарские колдуны призывались по приказу Иоанна Грозного40. В своем окаменелом состоянии нойды, по понятиям лопарей, не совсем умерли, но и до сих пор в состоянии приносить людям пользу или вред, смотря по тому, относятся ли к ним с уважением или же не чтут их, пренебрегают ими. Таким образом, принимая во внима ние анимистическое мировоззрение лопарей, легко объясняется распространенность среди них верования в происхождение сей дов, вследствие окаменения нойд. liche Kunde von Russland, herausgegeben von A. Erman. Bd. XX, 1860 . 40 Харузин, loc. cit., p. 212. 42 Tpe 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz