ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.

сдался, а бежал, в тундру, где и окаменел. В том же месте, где он бежал, еще до сих пор виден кровавый след. В этом предании мы имеем указание на жертвоприношения («гостинцы», которые совершались около сейда. На мой вопрос, несут ли еще теперь «Старухе» гостинцы, лопари отвечали, что когда они проезжают мимо этого острова, они стараются не упу­ стить случая оставить около «Старухи» кое-что из своих запасов, рыбу или что-нибудь иное. Оленьи рога в настоящее время, по- видимому, уже не приносят в жертву, но к старому koarve-kart относятся с уважением и оставляют его нетронутым. Вера в то, что во власти «Старухи» посылать ту или другую погоду, сохра­ нилась у большинства ловозерских лопарей в полной силе. Под «чудью», которая упоминается в предании, следует понимать во­ обще народы, которые некогда совершали набеги на лопарей, т. е. карелов, русских и шведов. Набеги последних особенно памят­ ны лопарям и поэтому они, передавая сказания о набегах чуди, часто называют чудь также шведами. Шведами, между прочим, в 1590 году был разграблен и сожжен Печенгский монастырь, который чтится лопарями как народная святыня. Сказания о на­ бегах чуди очень многочисленны и распространены по всей Ла­ пландии. Kuiw на Сейдозере пользуется особенным почетом со сторо­ ны сейдозерских лопарей (зимой эти лопари живут в Ловозер- ском погосте). Проезжая на карбасах мимо Kuiw-tschorr’a, лопа­ ри опасаются громко кричать и ругаться, из боязни, что «Старик» разгневается. К нам они обращались с просьбой, чтобы и мы со­ блюдали бы возможную тишину вблизи Kuiw’a. Лопари избегают грязнить воду в Сейдозере, так как «Старик» этого не любит и в противном случае «не даст рыбы». Когда является надобность наполнить котел водой, лопарь никогда не зачерпнет воду закоп­ ченным котлом прямо из озера, как это принято обыкновенно, а зачерпнет чистым ковшем и потом уже перельет воду в котел. Если долгое время стоит дурная погода, лопари говорят: «Старик ноне сердит». Про Раѵга лопари заявляют только, что он стоит себе, вреда не делает, но и сам не любит, чтобы его тревожили. На Сейдозере же находится еще тундра, называемая Nepeslogtschorr. По лопарскому преданию в этом месте некогда окаменели три колдуньи: мать с двумя дочерьми. На Умбозере в юго-восточном углу его, между губами Taftis-lucht и Let-lucht, находится наволок Schorrnjork; на этом наволоке, выдаваясь в озеро, лежит камень, называемый Schorrnjorkseit. В настоящее время камень этот уже не почита­ ется лопарями за священный: «что это за сейд. Только ворожба одна» — заявил мне про него один лопарь. На западном берегу Умбозера, верстах в десяти к северу от Умбской салмы, нахо­ дится камень, называемый Leip-kieddik (в переводе на русский язык «хлебный камень»). Про этот камень лопари мне ничего не могли сказать, указали лишь только, что это «настоящий» сейд. К югу от Умбозера расположено озеро, которое также называ­ ется Сейдозеро (Seitjawr); из этого озера вытекает Seitjok, речка длиной около 12 верст, впадающая в Умбозеро. На этом Сейдо­ зере находится вежа лопаря Филиппа Сорванова. Одно название озера подсказывало мне уже, что там должен был находиться сейд; действительно, когда я спросил об этом Филиппа Сорва­ нова, он мне сообщил, что на берегу озера стоит «старуха». На мой вопрос, что рассказывали деды про этот камень, он ответил, что никаких преданий с этим камнем не связано, а что появился он тогда, когда «земля родилась». Интересно, что лопари часто называют сейдом «стариком» или «старухой»: это было в обычае также у древних лопарей. Так вышеупомянутый деревянный сейд в торниосской Лапландии в XVII веке назывался Акка, что в пере­ воде значит «старуха». В юго-восточной части Umptek’a (Хибинские горы) находится гора, называемая Koachwa. С этой горы (немного севернее выс­ шей точки Koachw’bi) к Умбозеру спускаются два лога. На верху второго лога, считая от вершины Koachw’bi, лежит священный ка­ мень Mientasch-kieddik («дикарский камень»: mientasch — дикий олень, дикарь). Отправляясь на охоту за дикими оленями, лопари здесь приносили жертвы, полагая, что удачный исход охоты за­ висит от священного камня. В чем состояли эти жертвы в прежние времена, мне не удалось узнать, в настоящее время в качестве жертвы около камня кладут пули. Таких пуль разбросано кругом камня порядочное количество. Один лопарь признался мне, что отправляясь на охоту за дикими, которых около Канозера (Капо- jawr) водится еще довольно много (встречаются иногда, хотя уже изредка, стада в 200 голов; охотник за дикими убивает при удаче 20—30 голов), он перед этим подымается на Koachw’y и остав­ ляет около Mientasch-kieddik в качестве жертвы несколько пуль. — Вот все, что мне удалось узнать от ловозерских лопарей касательно сейдов. Если мы сравним эти сведения со сведениями писателей более старого времени, изложенными вкратце выше, то мы с несомненной ясностью видим, что и сейчас еще почита­ ние сейдов не совсем исчезло среди лопарей и что даже в част­ ностях своих оно имеет много общего с культом сейд древних лопарей. Тот факт, что Н. Харузин 25 лет тому назад не мог найти и следа почитания сейдов у современных ему русских лопарей, объясняется, конечно, только тем, что этот ученый не был в глу­ хих местах Лапландии, ограничившись только легко доступными местностями, и за время своего короткого пребывания в этой об­ ласти не мог тесно сблизиться с лопарями и войти в их доверие. В заключение считаю нужным коснуться еще вопроса о про­ исхождении веры в сейдов. Харузин и Dueben объясняют проис- Л у явру рт : 1) г .К арнасурт 2 ) Д оли на р .Ш о м ийо к 3) СЗ склон горы А ллуа йв . У м бо зеро . 1910 г. Фото Г .Х альстрем а . 2013 Тре 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz