ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.

Л о во зерский погост. 1 9 1 0 г. Фото Г .Х а л ьстрем а . с целью жертвоприношения, так как они лежали в беспорядке, между тем как рога, которые приносят в жертву сейду, всегда кладут концами вверх. Впрочем, судя по виду рогов, они лежали здесь очень долго, так как все они были уже совершенно лише­ ны оссеина и часть их успела сильно замшиться. Поэтому быть может бури, ветры, таяние снега и тому подобные причины из­ менили их первоначальное положение, так как я не вижу никакой другой причины, по которой лопарям понадобилось бы завозить на островок оленьи рога, как только ту, что здесь некогда про­ исходили жертвоприношения. О том, что рога, которые прино­ сили в жертву, всегда лежат концами вверх, мне рассказывали ловозерские лопари. Интересно, что именно таким же образом клались жертвенные рога скандинавскими лопарями еще в сере­ дине XVII века, как это ясно можно усмотреть из картины, изо­ бражающей поклонение сейду и приложенной к упомянутому мною труду Шеффера. Сделав обзор того, что нам известно относительно сейдов и их культа от разных писателей, я теперь позволю себе привести здесь то, что мне удалось узнать о сейдах, разъезжая по вежам ловозерских лопарей. Самым популярным сейдом в этой области считается «Kuiw» на Сейдозере (по-лопарски Seitjavr). Это озеро находится к за­ паду от Ловозера и соединяется с последним небольшой порожи­ стой речкой Seitjavrjok. Сейдозеро расположено чрезвычайно живописно и является, пожалуй, одним из самых красивых угол- Н енецкие д еву ш ки . Л о в о зеро . 1910 г. Фото Г .Х ал ьс трем а . А ндрей Ф и лл и п о в и с ы н . 1 9 1 0 г. Фото Г .Х а л ьс трем а . ков, какие мне приходилось видеть в Лапландии. С трех сторон оно окружено мрачными скалами Lujavr Urt’a, которые отвесно падают к озеру и отражаются в его идеально чистой и прозрач­ ной воде. Быть может мрачный колорит, которым проникнута вся эта местность, отчасти содействовал тому, что как раз здесь мы находим сразу трех сейдов, из которых Kuiw и сейчас нахо­ дится в большом почете у лопарей. Этот сейд стоит на северном берегу озера, на Kuiw-tschorr’e (kuiw по-лопарски значит старик, tschorr — гора, плоскогорие) и хорошо виден с озера. В одном месте на скале находятся трещины и эти трещины и образуют не­ что подобное человеческой фигуре, которую можно различить с несомненной ясностью. Относительно происхождения этого «Старика» у лопарей существует следующее предание, которое мне передавали с небольшими вариантами три лопаря: Кузьма Данилов, Семен Галкин и Филипп Сорванов. Вот это сказание. «Пришел на Ловозеро со своей дружиной чудской началь­ ник Чудо-Чуерив, все они были некрещеные и начали грабить лопарей. Лопари бежали от них на один остров на Ловозере, где стоит «Старуха», которой приносят гостинцы, когда идут на охоту. Чудь заметила, куда бежали лопари, села на карбаса и отправилась за ними в погоню. Тогда один лопарь стал бить в «koarve-kart» и просить, чтобы «Старуха» сделала погоду. «Ста­ руха» услышала его и сделала большую погоду, так что вся чудь, гнавшаяся за лопарями на карбасах, потонула в озере. Остались живы только Чудо-Чуерив и его повар (по-лопарски pawra). Они успели добраться до Мотки-губы (Motka-lucht), где повар начал варить обед. А повар был колдун. Стряпает он, мешает ложкой в котле и приговаривает: «вот бы мне так трепать лопские голо­ вы». В это время подоспели лопари и, увидев чудского началь­ ника, ранили его самострелом в ногу; в ногу же его ранили для того, чтобы взять его живым. Повар, когда увидел это, взял каз­ ну и, чтобы она не досталась лопарям, бросил ее в воду, затем и сам бросился в озеро и, как щука поплыл по Сейдъяврйоку в Сейдозеро. Там, где Tschivruai (tschivr — щебень, ouai — ручей) впадает в Сейдозеро, он вылез на берег, но здесь окаменел. От­ того и гора, которая стоит на том месте называется Pawratschorr. Чудо-Чуерив же был принужден сдаться. Он принял крещеную веру и в знак этого надел на левую ногу каньгу (лопарская об­ увь), которая видна на нем и сейчас. Он еще некоторое время жил среди лопарей, а когда состарился, пошел на тундру, да там и остался камнем. Еще до сих пор он стоит на том же самом ме­ сте, поэтому и тундра называется Kuiwtschorr». Конец сказания Филипп Сорванов передал немного иначе. По его словам, когда лопари ранили чудского начальника, он не 40 Тре 2013

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz