ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.

ем или нет, может приносить добро или зло. Мне даже удалось установить факт, что и жертвоприношения сейдам не совсем еще прекратились, хотя, конечно, приняли несколько иную форму. У писателей более позднего времени мы находим следующие сведения о сейдах. Friis сообщает, что один лопарь в Финмарке- не в начале второй половины прошлого века ежегодно приносил жертвы сейду. В 1871 году лопари высказывали Фрису уверен­ ность в том, что в торниосской Лапландии лопари тайком про­ должают совершать жертвоприношения своему сейду26. Rabot в 1881 году нашел перед священным камнем Aktisk большое коли­ чество оленьих рогов и полагал, что лопари еще и в то время при­ носили здесь жертвы27. Харузин сообщает предание, связанное с Rept-kedgi (Репт-камень), со священным камнем, находящимся недалеко от Печенги, на тундре Уг-ойв. По словам лопарей этот камень есть окаменевший нойда (колдун); в его власти посылать хорошую или дурную погоду28. Харузин же упоминает о горе Си- довар (недалеко от Чалмозера, через которое протекает Пазре- ка), около которой в старину происходили жертвоприношения; смотря по желанию, священная гора даровала ту или иную по­ году29. Что касается до жертвоприношений, которые древние лопари совершали около сейдов, то мы имеем об этом довольно много сведений от писателей того времени. Главным образом они со­ стояли из различных частей оленя: рогов, головы, шкуры и т. п. Hoegstroem сообщает, что лопари-оленеводы смазывали сейдов оленьей кровью, а лопари, занимающиеся рыбной ловлей—ры­ бьим жиром. Этот же писатель сообщает, что лопари приносят в качестве жертвы также и птиц30. Кастрен передает, что лопари в прежние времена никогда не проезжали мимо сейда без того, чтобы не поесть около него и часть пищи не оставить около сейда в качестве жертвы. «Еще в настоящее время (т. е. в тридцатых годах XIX века) — говорит он дальше — русские лопари соблю­ дают этот обычай из боязни, что в противном случае сейд пошлет им голод и другие несчастия»31. Многие путешественники имели случай наблюдать около священных камней большие кучи оле- 26 Dueben, loc. cit., p. 237. 27 Charles Rabot. Explorations dans la Laponie Russe. Bulletin de la Societe Geographie, 1890. 28 Харузин. Русские лопари. Стр. 186—187. 29 Ibid, p. 193. OQ Hoegstroem, loc. cit., p. 507. 31 Castren, loc. cit., p. 123. Л о п а р с к а я м о л о д ё ж ь . Л о в о з е р о . 1910 г. Ф о т о Г .Х а л ь с т р е м а . ньих рогов. Шеффер сообщает, что числа сложенных кругом сейда рогов иногда превышает тысячу32. Такая куча рогов назы­ валась лопарями tiorfwigardi (по другим писателям tiarve-garde, coarve-garde. Слово это происходит от tiarve — рог и garden — двор33. В русской Лапландии еще в настоящее время можно на­ блюдать подобные кучи оленьих рогов, но в норвежской и швед­ ской Лапландии их, по-видимому уже не находят. Так еще Фрис утверждает, что теперь таких tiarve-garde больше не встречается, вследствие того, что оленьи рога стали предметом торговли34. Мне удалось видеть груду оленьих рогов — koarve-kart —на одном из островов на Ловозере. Такую же груду оленьих рогов я видел на маленьком островке на Умбозере, против той части Хибинских гор, которая называется Koaschka. Относительно по­ следних рогов я не вполне уверен, что они были сложены здесь 32 Scheffer, loc. cit., p. 85. 33 Интересно заметить, что последнее слово находится, как в древне­ норвежском языке (gardhr), так и в готском (gards); по фински garden —kartano, на наречии ловозерских лопарей — kart. Современные ловозерские лопари груду жертвенников, сложенных около сейда, на­ зывают koarvekart. 34 J. A. Friis. Lappisk Mythologi, Eventyrog Folkesagn. Christiania, 1871, P. 137-141. Л о в о з е р с к и е к о м и -и ж е м ц ы . 1910 г. Фото Г .Х а л ь с т р е м а . ► 2013 Тре 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz