ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.
И ван С орва н о в . 4 0 л е т . В улсуол . 1 9 1 0 г . Ф о т о Г .Х а л ьс трем а . дия): «Kaappowoma», «Sagga guoika» и «Stuoramis passe»18. В цитируемом мною труде Шеффера, а также в книге Dueben’a «От Lappland och Lapparne» находится несколько изображений сейдов: это простые камни, даже не всегда отличающиеся свое образной формой. Что касается до passe-wara — священных гор и скал, — то Samuel Rheen в одной Лулеосской Лапландии насчитывает их до тридцати. Названия и местоположения всех этих passe-wara при ведены в книге Шеффера19. Acerbi, бывший в норвежской Ла пландии в конце ХѴШ века, рассказывает о двух passe-walk (он переводит это словами «священное место»), которые назывались «Finne Kirke» и к которым лопари питали большое уважение, гра ничащей со страхом. Проезжая мимо этих гор, они никогда не рисковали раскинуть вблизи свои чумы, боясь, что крик детей или какой-нибудь другой шум не обеспокоил бы священные горы и тем самым они не навлекли бы на себя какой-нибудь напасти20. Fellman в 1829 году близко сталкивался с русскими лопарями, у которых был сейд; этому сейду они приносили жертвы, веря в то, что, если его умилостивлять дарами, он приносит добро и, между прочим, излечивает от болезней21. Кастрен в своих путевых вос- Т І поминаниях передает рассказ лопарей об одном сейде, который стоял на берегу озера Seidajarwi (вблизи Peldotunturi)22. Он же описывает сейда, которого он видел на одном из островов озера Энаре. Этот сейд был искусственно сложен из небольших камней и как формой, так и величиной походил на человеческую фигуру. Лопари, которые служили Кастрену в качестве проводников, от носились к этому сейду с суеверным страхом, полагая, что в кам не обитает злой дух. Из боязни, что этот дух пошлет дурную пого ду, они торопили Кастрена скорей покинуть это место23. Случай этот является последним, когда путешественнику удалось видеть сейда, искусственно обработанного человеком. Что такие сейды исчезли раньше, чем простые необработанные камни, вполне по нятно, т. к. камни, изображающие человека, являются настоящи ми идолами и к уничтожению таковых христианские миссионеры и законоучители прилагали наибольшее старание. Преследова ние веры в сейдов и уничтожение последних началось вообще очень давно, и тем более удивительным является то упорство, с каким это верование держалось в течение многих-многих веков, отчасти сохранившись даже до настоящего времени. Об уничто жении сейдов рассказывает между прочим еще Торнеус, сочине ние которого относится к 1672 году. Вот этот рассказ24. «В деревне Pjaldo-Gaerf жил Peter Pjaiwia, честный, зажи точный и богобоязненный лопарь. Два года тому назад он умер, оставив после себя многих сыновей. Одно время он был рев ностным поклонником своего сейда. Однажды случалось, что в его стаде пало много оленей и поэтому он особенно ревностно начал молиться своему сейду; однако это ничего не помогало: падеж оленей продолжался. Тогда он со всеми своими сыновья ми, захватив предварительно большое количество сухих дров, отправляется к сейду, украшает его сосновым хвоем и в каче стве жертвы приносит ему шкуры, рога и головы убитых оленей. Все падают на колени и обращаются к сейду с горячей мольбой, чтобы он подал бы им какой-нибудь знак в доказательство того, что он является богом. Так как такого знака не последовало, все снова встали, бросили дрова на сейд, и подожгли их: таким обра зом сгорел идол, которого почитала целая деревня. После этого Pjaiwia сжигал всех сейдов, где их только ни находил, а своего старшего сына — Wuolabba — послал в знаменитое лопарское село Энаре, чтобы и он сжег там всех сейдов, каковых насчиты валось в том селе немалое количество. Wuolabba исполнил это, но затем был принужден бежать в Норвегию, где он находится и до сих пор»25. Несмотря на то, что со временем лопари (по крайней мере, русские) сделались довольно ревностными христианами, у них наряду с христианской верой сохранились и отчасти языческие верования, в том числе и почитание сейдов. В некоторых местно стях, очевидно, само название «сейд» исчезло, и лопари старые сейды просто называют kieddik (kedgi), т. е. «камень», прибавляя к этому различные названия, напр. Mientasch- kieddik, Rept-kedgi и т. п. С некоторыми из таких камней связаны предания, которые указывают на то, что камень этот некогда почитался лопарями как сейд, относительно же других в памяти лопарей остались одни только названия. Но в более глухих местах Лапландии еще до сих пор сохранились, как само название «сейд», так и вера в то, что сейд, смотря по тому, относятся ли к нему с уважени- Peder Hoegstoem. Beskrivelse over de under Sverriges krone liggende foersamlingarne i Kemi Lappmark». Suomi, 1846, p. 98. Lapmarker. Kioebenhavn, 1748, p. 507. Scheffer, loc. cit., p. 74-75. G. Acerbi. Voyage au Cap-Nord par la Suede, la Finlande et la Laponie. 24 Castren, loc. cit., p. 23-24. Ibid, p. 60 et 109. Ibid, d. 14-15. Paris 1804. Vol. Ill, p. 260-262. О 1 J. Fellman. Anmaerkningar oefuer «Sjoegrens a anteckmngar om 25—Это же сказание помещено в собрании лопарских сказок Poestion’a. (Lapplaendische Maerchen. Wien, 1886. S.208). 38 Tpe 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz