ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.
sorte de Divinitez)7. В том, что Шеффер прав, приписывая сло ву сейд такое широкое значение, а не узкое значение домашних богов-покровителей, меня убеждают следующие соображения. Tornaeus8, а также Samuel Rheen, которого цитирует Шеффер, упоминают, что лопари обладают каменными изображениями бога охоты Сторъюнкаре и изображения эти (большею частью простые, необработанные камни) в некоторых местностях Ла пландии называют сейдами. Кроме того, Шеффер сообщает, что изображение бога грома Айеке (он же Тирмес) лопари делают из дерева и такое изображение также называют сейдом9. Из этого становится ясным, что под сейдами древние лопари понимали не только изображения домашних богов, но вообще всякий пред мет, который по их мнению обладал чудодейственной, волшеб ной силой. Что главное значение этого слова заключается не в том, что сейды являются защитниками лопарского дома, а в са мой сверхъестественности, присущей некоторым предметам, — это видно и из того, что слово это встречается в древненорвеж ском именно в этом смысле10. В Эдде встречается слово Seidhr в смысле «волшебство», еще чаще находятся слова с корнем seid в сагах: seidhberendr — волшебник, sidha — колдовать11. Волшебные свойства приписывались древними лопарями раз личным неодушевленным предметам, как-то: камням, которые придавали иногда вид человеческой или какой-нибудь другой фигуры, но которые обыкновенно вовсе не обрабатывались, пням, корягам, разным идолам. К сейдам же относятся так на зываемые saiwa-keidke «священные камни» и passe-wara («свя- 1 Scheffer. Histoire de la Laponie. Paris 1678. p. 65. 8 Johannis J. Tornaei beskrifning oefwer Tornaa och Kemi Lappmarker. Рукопись относится к 1672 году; издана в Стокгольме в 1772 году. 10 J. Scheffer. Histoire de la Laponie, p. 78. Известно, что в древнегерманских и готском языках встреча ется много слов, корни которых общи с корнями соответствую щих лопарских слов. Jacob Grimm. Deutsche Mythologie. 4 Ausgabe, Berlin 1877 II Bd., S. 865. С тарая в е ж а . В улсуол . 1 9 1 0 г . Ф ото Г .Х а л ьс трем а . щенные горы») В финляндской Лапландии saiwa-keidke иногда называют kenttya-kiwet (от финских слов kenttya — место стоян ки или вообще жилья, и kiwi — камень)12. О деревянных сейдах сообщают нам лишь немногие писате ли. Торнеус упоминает о сейде, который стоял в центре Торни- осской Лапландии и назывался Wirku-Accha (Uiran Akka)13. Этот сейд пользовался большой славой, и окрестные лопари часто посещали его и приносили здесь жертвы. Он был ни что иное, как простой пень. Шеффер говорит, что у лопарей были и дере вянные, и каменные сейды. Первые назывались Muorra-Jubmal («деревянный бог»), вторые Kiedkie-Jubmal («каменный бог»)14. Hoegstroem, живший в шведской Лапландии в первой половине XVIII века, еще сообщает о сейдах, вырубленных из корней и изо бражавших человеческую фигуру, но уже Кастрен нигде не мог найти и следа деревянных сейдов15. Очевидно, что деревянные сейды исчезли значительно раньше каменных. О каменных сейдах сообщают почти все писатели, интере совавшиеся языческой религией лопарей. Tornaeus описывает сейдов, которые стояли на острове, расположенном почти посе редине водопада Darra (Торниосская Лапландия)16. Здесь нахо дилось всего пять сейдов, причем все они видом своим напоми нали человеческую фигуру. Наибольший из них был величиной в человеческий рост, он стоял в центре, окруженный четырьмя меньшими сейдами. Эти сейды носили также название Сторъюн каре, т. е, очевидно, были посвящены этому богу. Но уже в XVI веке, по свидетельству Торнеуса, это капище было заброшено, вероятно, вследствие большой опасности, с которой было свя зано достижение этого острова17. Hoegstroem описывает трех сейдов, находившихся недалеко от Gelliware (Шведская Лаплан- 16 Castren. Reiseerinnerungen, S. 60. Scheffer. Histoire de la Laponie, p 65. Ibid, p. 78. A. Castren, loc. cit., p. 109. Scheffer, loc. cit. 17 Symbolik und Mythologie der alten Voelker von Dr. Creuzer, fortgesetzt von Dr. Mone. —Th. V., s. 25. Leipzig 1822. С а а м ска я ж ен щ и н а возле в е ж и . 1 9 1 0 г. Ф о т о Г .Х а л ьстрем а . 2013 Тре 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz