ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.

sorte de Divinitez)7. В том, что Шеффер прав, приписывая сло­ ву сейд такое широкое значение, а не узкое значение домашних богов-покровителей, меня убеждают следующие соображения. Tornaeus8, а также Samuel Rheen, которого цитирует Шеффер, упоминают, что лопари обладают каменными изображениями бога охоты Сторъюнкаре и изображения эти (большею частью простые, необработанные камни) в некоторых местностях Ла­ пландии называют сейдами. Кроме того, Шеффер сообщает, что изображение бога грома Айеке (он же Тирмес) лопари делают из дерева и такое изображение также называют сейдом9. Из этого становится ясным, что под сейдами древние лопари понимали не только изображения домашних богов, но вообще всякий пред­ мет, который по их мнению обладал чудодейственной, волшеб­ ной силой. Что главное значение этого слова заключается не в том, что сейды являются защитниками лопарского дома, а в са­ мой сверхъестественности, присущей некоторым предметам, — это видно и из того, что слово это встречается в древненорвеж­ ском именно в этом смысле10. В Эдде встречается слово Seidhr в смысле «волшебство», еще чаще находятся слова с корнем seid в сагах: seidhberendr — волшебник, sidha — колдовать11. Волшебные свойства приписывались древними лопарями раз­ личным неодушевленным предметам, как-то: камням, которые придавали иногда вид человеческой или какой-нибудь другой фигуры, но которые обыкновенно вовсе не обрабатывались, пням, корягам, разным идолам. К сейдам же относятся так на­ зываемые saiwa-keidke «священные камни» и passe-wara («свя- 1 Scheffer. Histoire de la Laponie. Paris 1678. p. 65. 8 Johannis J. Tornaei beskrifning oefwer Tornaa och Kemi Lappmarker. Рукопись относится к 1672 году; издана в Стокгольме в 1772 году. 10 J. Scheffer. Histoire de la Laponie, p. 78. Известно, что в древнегерманских и готском языках встреча­ ется много слов, корни которых общи с корнями соответствую­ щих лопарских слов. Jacob Grimm. Deutsche Mythologie. 4 Ausgabe, Berlin 1877 II Bd., S. 865. С тарая в е ж а . В улсуол . 1 9 1 0 г . Ф ото Г .Х а л ьс трем а . щенные горы») В финляндской Лапландии saiwa-keidke иногда называют kenttya-kiwet (от финских слов kenttya — место стоян­ ки или вообще жилья, и kiwi — камень)12. О деревянных сейдах сообщают нам лишь немногие писате­ ли. Торнеус упоминает о сейде, который стоял в центре Торни- осской Лапландии и назывался Wirku-Accha (Uiran Akka)13. Этот сейд пользовался большой славой, и окрестные лопари часто посещали его и приносили здесь жертвы. Он был ни что иное, как простой пень. Шеффер говорит, что у лопарей были и дере­ вянные, и каменные сейды. Первые назывались Muorra-Jubmal («деревянный бог»), вторые Kiedkie-Jubmal («каменный бог»)14. Hoegstroem, живший в шведской Лапландии в первой половине XVIII века, еще сообщает о сейдах, вырубленных из корней и изо­ бражавших человеческую фигуру, но уже Кастрен нигде не мог найти и следа деревянных сейдов15. Очевидно, что деревянные сейды исчезли значительно раньше каменных. О каменных сейдах сообщают почти все писатели, интере­ совавшиеся языческой религией лопарей. Tornaeus описывает сейдов, которые стояли на острове, расположенном почти посе­ редине водопада Darra (Торниосская Лапландия)16. Здесь нахо­ дилось всего пять сейдов, причем все они видом своим напоми­ нали человеческую фигуру. Наибольший из них был величиной в человеческий рост, он стоял в центре, окруженный четырьмя меньшими сейдами. Эти сейды носили также название Сторъюн­ каре, т. е, очевидно, были посвящены этому богу. Но уже в XVI веке, по свидетельству Торнеуса, это капище было заброшено, вероятно, вследствие большой опасности, с которой было свя­ зано достижение этого острова17. Hoegstroem описывает трех сейдов, находившихся недалеко от Gelliware (Шведская Лаплан- 16 Castren. Reiseerinnerungen, S. 60. Scheffer. Histoire de la Laponie, p 65. Ibid, p. 78. A. Castren, loc. cit., p. 109. Scheffer, loc. cit. 17 Symbolik und Mythologie der alten Voelker von Dr. Creuzer, fortgesetzt von Dr. Mone. —Th. V., s. 25. Leipzig 1822. С а а м ска я ж ен щ и н а возле в е ж и . 1 9 1 0 г. Ф о т о Г .Х а л ьстрем а . 2013 Тре 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz