ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.
отчасти виноваты и последние. В 1910 г. вскоре после нас по Ум- бозеру проезжал один шведский этнограф. На одном из остро вов Умбозера, Wulsuol’e он для того, чтобы добыть лопарские скелеты, тайком разрыл лопарское кладбище, причем разрыл не только старые могилы, но и несколько могил, где покоились останки лопарей, которых ныне живущие лопари еще помнили живыми1. Конечно, такой поступок должен был глубоко возму тить лопарей, вообще религиозных и суеверных. В этой статье я коснусь культа сейд, культа священных кам ней, следы которого еще живы среди современных ловозерских лопарей. Эта тема тем более интересна, что русский этнограф Н. Харузин, посетивший русскую Лапландию в 1887 году, пишет, что он не нашел «ничего, что могло бы подтвердить факт существо вания среди современных русских лопарей почитания сейдов»2. Харузин пробыл в Лапландии только половину лета и, насколько мне известно, в Ловозерском погосте не был, да и вообще его исследования о русских лопарях являются главным образом ре зультатом записей со слов других лиц, нежели результатом лич ных наблюдений над лопарями. У лопарей дохристианского периода существовало два рели гиозных культа: культ высших богов и культ священных камней — сейдов. Последний культ относится к фетишизму. Явление, когда народы избирают в качестве фетишей камни, чрезвычай но распространено на всем земном шаре. Камням поклоняются и в Индии, и в центральной Австралии и в Африке, и вероятнее всего, все народы, находясь еще на низком уровне развития, когда-нибудь поклонялись камням! У приполярных народов этот культ достиг сравнительно очень большого развития. Самоеды поклоняются священным камням, которые называют Hahe (сюда же относятся их Sjadaei), и этот культ по словам Кастрена совер шенно тождественен с лопарским культом сейд. У остяков мы находим культ Jiljan, который также имеет много сходственного с поклонением сейдам. Что почитание камней у приполярных на родов, в частности у лопарей, получило особенно большое рас пространение, объясняется отчасти влиянием окружающей при роды. Полярные народы вообще чрезвычайно впечатлительны, тем более что истерия и эпилепсия сильно распространены среди них, что засвидетельствовано многими путешественниками и ис следователями и составляет давно известный факт. Эта склон ность северных народов к истерии и эпилепсия обусловливается Л ово зерски е л о п а ри : 1) В ПОВСЕДНЕВНОЙ ОДЕЖДЕ, 2 ) ЖЕНЩИНЫ в праздничны х н а ряд а х . 1 9 1 0 г. Ф о т о Г .Х а л ьс трем а . несомненно влиянием длинной полярной ночи и вечного дня по лярного лета при весьма неудовлетворительных условиях жизни вообще. Принимая во внимание общую бедность и однообразие природы дальнего Севера, делается ясным, что причудливые формы гор несомненно должны были влиять на восприимчивую душу дикаря. Только тот, кто сам бывал в Лапландии, видел эти фантастические очертания лапландских скал, озаренных то по луночным солнцем, то северным сиянием, вслушивался в царя щее кругом молчание, в котором как бы застыла вся природа, тот поймет, какое огромное влияние эта, иногда чудовищно ска зочная природа должна была оказать на первобытного лопаря. О том, насколько распространен был культ сейд, свидетельствует большое число сказаний, отчасти сохранившихся и до сих пор среди лопарей, а также распространенность по всей Лапландии разных географических названий с корнем «Seit», напр. Seitjavr, Seitjok, Seitwaara и т. п. Так как различные исследователи дают несколько различные определения слову «сейд», то я считаю необходимым разобрать ся здесь в этом и выяснить истинное и точное значение этого сло ва. Прежде всего нужно заметить, что в отдаленную языческую эпоху это слово имело несколько иное, более широкое, значе ние, чем то, какое ему придают современные лопари. В словаре Lindahl’a сейды определяются как каменные или деревянные изображения, которые употреблялись лопарями в их религиозном культе3. С этим определением почти сходно определение, какое дает сейдам известный исследователь фин но-угорских народностей Кастрен: «сейды означают идолов, которыми лопари пользовались при колдовании»4. V.Dueben ус матривает в сейдах главным образом домашних богов, настоя щих пенатов, покровительствующих либо лопарской семье, либо отдельной личности5. Этого же мнения придерживается отчасти и вышеупомянутый Кастрен6. Но наиболее верное определение дает Шеффер, посетивший Лапландию в XVII веке. «Слово сейд» — пишет он — обозначает всякого рода божественность (toute О разгроме кладбища я сообщаю со слов лопарей, так как в это лето я не имел случая посетить кладбище на Wulsuol’e. 2 Н. Харузин. Русские лопари, стр. 192. (Известия общества лю- s Gustaf von Dueben. Om Lappland och Lapparne. p. 238. бителей естествознания, антропологии и этнографии, т. LXVI). Е. Lindahl et J. Oehrling. Lexicon Lapponicum, cum interpretatione vocabulorum Sueco-Latina, et indice Suecano-Lapponico. 1780. 4 A. Castren. Bd.3:Vorlesungen ueber finnische Mythologie. St. Petersburg, 1853. S. 203. A. Castren, Bd. 1: Reiseerinnerungen aus den Jahren 1838—1844. St. Petersburg, 1853. S. 60. 36 Tpe 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz