ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.

Л о в о з е р с к и й поЕост. 1 9 1 0 F. Фото Г .Х а л ь с т р е м а . Во время моего двукратного путешествия по Кольскому полу­ острову в летние месяцы 1910 и 1911 гг. я имел случаи сталки­ ваться с лопарями трех погостов: Экостровского, Массельгского и Ловозерского. Лопари первых двух погостов в значительной мере подверглись влиянию русских и за немногими исключени­ ями вовсе потеряли свои этнографические особенности. Это и неудивительно, принимая во внимание местоположение этих по­ гостов на тракте Кандалакша — Кола; общение с русским эле­ ментом здесь довольно тесное, особенно благодаря тому, что, как лопари, так и лопарки нанимаются «ямщиками», т. е. греб­ цами, для обслуживания проезжающих по тракту. Из Массель­ гского погоста некоторые лопари принимают участие и рыбных промыслах на Мурмане, где, конечно, они подвергаются вли­ янию наших поморов. В другом положении находятся лопари ловозерские, погост которых расположен в самом центре полу­ острова. В летние месяцы доступ в этот погост очень затрудни­ телен и благодаря этому летом прекращается всякое сообщение между жителями погоста и берегами Ледовитого океана и Бело­ го моря. С наступлением зимы сообщение, конечно, устанавлива­ ется, но и далеко не все лопари бывают зимой в Кандалакше или Коле — этих двух пунктах, где происходят торговые сношения между русскими и лопарями. В мурманских промыслах ловозер­ ские лопари принимают участие, только весьма редко; главными средствами их существования являются рыбная ловля на озерах, оленеводство и отчасти охота, т. е. те же занятия, которыми жили их предки много веков тому назад. Интересуясь следами языческих верований и обрядов среди современных русских лопарей, я рассчитывал найти такие следы скорее всего у ловозерских лопарей и мои надежды не обману­ ли меня: среди ловозерцев еще до сих пор сохранилось много преданий старины, которые они чтут и к которым, видимо, еще сильно привязаны. Конечно, со временем и они забудут заветные сказания седой древности, да уже и сейчас начинают их забы­ вать. В разговоре со мной они не раз жалели, что мне не удалось послушать старика Фаддея, несколько лет тому назад умершего. К этому Фаддею лопари приходили специально послушать род­ ные предания и сказки, и по их словам никто лучше него не умел их передавать. «Что мы» — говорили они с сожалением — мы и десятого того не знаем, что Фаддей знал. А сказывать порато умел хорошо: бывало наслушаешься его, идешь потом по сузем- ку домой, так звон в ушах и стоит. Вот он как сказывать умел». Мастерицей передавать предания слыла и старуха Ольга, умер­ шая в 1907 году 120 лет от роду. Лопари мне рассказывали про эту Ольгу, что за всю свою жизнь она ни разу не была в церкви и не исповедовалась. На замечания лопарей, что она не хорошо по­ ступает, не исповедуясь, она отвечала, что ей незачем для этого ходить в церковь: «иду на восток и как встречу дерево побольше, сосну ли, ель — ему и исповедаюсь». Здесь ясно слышен отклик того давнего времени, когда язычники лопари обоготворяли при­ роду и, между прочим, поклонялись пням. Считаю нужным заметить здесь, что лопари чужим, незнако­ мым людям сообщают свои сказания чрезвычайно неохотно. В первый мой приезд в Лапландию мне стоило больших усилий добиться от них хоть каких-нибудь сведений о существовании преданий и сейдов в частности. На все мои попытки завести с ними разговор на эту тему, я получал всегда одни и те же стере­ отипные ответы: «не знам, не знам» или «а кто его знат» и т. п. Такая скрытность, боязливость и недоверие к незнакомцам во­ обще лежат в характере лопарей. Когда мы в первый раз приш­ ли в Ловозерский погост (это было как раз в Петров день, когда лопари, летом живущие в вежах на соседних озерах, съезжаются в погост), кто-то из лопарей пустил слух, что мы «шведы» т. е. разбойники, так как в представлении лопарей шведы и разбойни­ ки — синонимы. Прибавляли, что у нас за горами, на Умбозере, остался отряд в сорок человек, а что мы пришли только с целью разведать все, чтобы потом удачнее напасть на погост и разгра­ бить его. Слух этот быстро распространился среди лопарей и о собирании этнографических материалов нечего было и думать. Лопари, обыкновенно проводящие Петров день в веселых играх, пении и главным образом обильных возлияниях, на этот раз не вылезали из своих пыртов (лопарская изба) и на следующий же день разъехались по окрестным вежам. Вскоре нам удалось убе­ дить их в том, что мы не шведы, а пришли в их страну с самыми миролюбивыми намерениями; лопари добродушно смеялись над тем, что принимали нас за разбойников, и человека, пустившего этот слух, обозвали дураком. Мало-помалу мы сумели заслужить их полное доверие и меж­ ду нами установилась дружба, в самом хорошем смысле этого слова. Не раз лопари оказывали нам серьезную помощь, причем помощь эта оказывалась всегда без всяких корыстолюбивых по­ мыслов, так как финансовые обстоятельства нашей экспедиции были весьма плачевны, что лопарям было хорошо известно. Вме­ сте с дружественными отношениями лопари сделались и более словоохотливыми. Один лопарь говорил мне, что случалось и раньше, что приезжие люди начинали расспрашивать их о том, как в старину деды жили, просили петь и т. п. Да, так мы и станем им все рассказывать! Пришли, сказали «пойте», да и ушли. Нет, ты поживи у нас, дай посмотреть какой-то ты сам есть и, если до­ брый человек, то, пожалуй, и споем. А то больно ты быстрый! В таком недоверчивом отношении лопарей к приезжим, в частно­ сти к «проферсолам», как они называют ученых исследователей, 2013 Тре 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz