ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.
Л о в о з е р с к и й поЕост. 1 9 1 0 F. Фото Г .Х а л ь с т р е м а . Во время моего двукратного путешествия по Кольскому полу острову в летние месяцы 1910 и 1911 гг. я имел случаи сталки ваться с лопарями трех погостов: Экостровского, Массельгского и Ловозерского. Лопари первых двух погостов в значительной мере подверглись влиянию русских и за немногими исключени ями вовсе потеряли свои этнографические особенности. Это и неудивительно, принимая во внимание местоположение этих по гостов на тракте Кандалакша — Кола; общение с русским эле ментом здесь довольно тесное, особенно благодаря тому, что, как лопари, так и лопарки нанимаются «ямщиками», т. е. греб цами, для обслуживания проезжающих по тракту. Из Массель гского погоста некоторые лопари принимают участие и рыбных промыслах на Мурмане, где, конечно, они подвергаются вли янию наших поморов. В другом положении находятся лопари ловозерские, погост которых расположен в самом центре полу острова. В летние месяцы доступ в этот погост очень затрудни телен и благодаря этому летом прекращается всякое сообщение между жителями погоста и берегами Ледовитого океана и Бело го моря. С наступлением зимы сообщение, конечно, устанавлива ется, но и далеко не все лопари бывают зимой в Кандалакше или Коле — этих двух пунктах, где происходят торговые сношения между русскими и лопарями. В мурманских промыслах ловозер ские лопари принимают участие, только весьма редко; главными средствами их существования являются рыбная ловля на озерах, оленеводство и отчасти охота, т. е. те же занятия, которыми жили их предки много веков тому назад. Интересуясь следами языческих верований и обрядов среди современных русских лопарей, я рассчитывал найти такие следы скорее всего у ловозерских лопарей и мои надежды не обману ли меня: среди ловозерцев еще до сих пор сохранилось много преданий старины, которые они чтут и к которым, видимо, еще сильно привязаны. Конечно, со временем и они забудут заветные сказания седой древности, да уже и сейчас начинают их забы вать. В разговоре со мной они не раз жалели, что мне не удалось послушать старика Фаддея, несколько лет тому назад умершего. К этому Фаддею лопари приходили специально послушать род ные предания и сказки, и по их словам никто лучше него не умел их передавать. «Что мы» — говорили они с сожалением — мы и десятого того не знаем, что Фаддей знал. А сказывать порато умел хорошо: бывало наслушаешься его, идешь потом по сузем- ку домой, так звон в ушах и стоит. Вот он как сказывать умел». Мастерицей передавать предания слыла и старуха Ольга, умер шая в 1907 году 120 лет от роду. Лопари мне рассказывали про эту Ольгу, что за всю свою жизнь она ни разу не была в церкви и не исповедовалась. На замечания лопарей, что она не хорошо по ступает, не исповедуясь, она отвечала, что ей незачем для этого ходить в церковь: «иду на восток и как встречу дерево побольше, сосну ли, ель — ему и исповедаюсь». Здесь ясно слышен отклик того давнего времени, когда язычники лопари обоготворяли при роду и, между прочим, поклонялись пням. Считаю нужным заметить здесь, что лопари чужим, незнако мым людям сообщают свои сказания чрезвычайно неохотно. В первый мой приезд в Лапландию мне стоило больших усилий добиться от них хоть каких-нибудь сведений о существовании преданий и сейдов в частности. На все мои попытки завести с ними разговор на эту тему, я получал всегда одни и те же стере отипные ответы: «не знам, не знам» или «а кто его знат» и т. п. Такая скрытность, боязливость и недоверие к незнакомцам во обще лежат в характере лопарей. Когда мы в первый раз приш ли в Ловозерский погост (это было как раз в Петров день, когда лопари, летом живущие в вежах на соседних озерах, съезжаются в погост), кто-то из лопарей пустил слух, что мы «шведы» т. е. разбойники, так как в представлении лопарей шведы и разбойни ки — синонимы. Прибавляли, что у нас за горами, на Умбозере, остался отряд в сорок человек, а что мы пришли только с целью разведать все, чтобы потом удачнее напасть на погост и разгра бить его. Слух этот быстро распространился среди лопарей и о собирании этнографических материалов нечего было и думать. Лопари, обыкновенно проводящие Петров день в веселых играх, пении и главным образом обильных возлияниях, на этот раз не вылезали из своих пыртов (лопарская изба) и на следующий же день разъехались по окрестным вежам. Вскоре нам удалось убе дить их в том, что мы не шведы, а пришли в их страну с самыми миролюбивыми намерениями; лопари добродушно смеялись над тем, что принимали нас за разбойников, и человека, пустившего этот слух, обозвали дураком. Мало-помалу мы сумели заслужить их полное доверие и меж ду нами установилась дружба, в самом хорошем смысле этого слова. Не раз лопари оказывали нам серьезную помощь, причем помощь эта оказывалась всегда без всяких корыстолюбивых по мыслов, так как финансовые обстоятельства нашей экспедиции были весьма плачевны, что лопарям было хорошо известно. Вме сте с дружественными отношениями лопари сделались и более словоохотливыми. Один лопарь говорил мне, что случалось и раньше, что приезжие люди начинали расспрашивать их о том, как в старину деды жили, просили петь и т. п. Да, так мы и станем им все рассказывать! Пришли, сказали «пойте», да и ушли. Нет, ты поживи у нас, дай посмотреть какой-то ты сам есть и, если до брый человек, то, пожалуй, и споем. А то больно ты быстрый! В таком недоверчивом отношении лопарей к приезжим, в частно сти к «проферсолам», как они называют ученых исследователей, 2013 Тре 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz