ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.

Лопарские сейды С та ть я п р о и л л ю стр и р о в а н а ф отогр аф и ям и Г у с т а в а Х а л ь с т р е м а , п о б ы в а в ш е го в селе Л о в о з е р о и в Л о в о з е р с к и х тун д р а х в 1910 г. И з а р х и в а Л о в о з е р с к о го м узея и с то р и и , ку л ьту р ы и б ы та К о л ь с к и х с а а м о в , а т а к ж е с с а й т а а р х и в а Г у с т а в а Х а л ь стр е м а ун иверситета г.У м е о — w w w .fo a rk .u m u .s e Статья Визе, обобщающая полевой материал экспедиций 1910-1911 гг. в центральную часть Кольского полуострова, во многом не потеряла своего значения и по сей день. Визе не только использовал собранный им материал, но также подготовил историографиче­ ский обзор проблемы по шведским и норвежским источникам ХѴІІ-ХІХ вв. Непосредственным предшественником Визе в части науч­ ного описания саамской культуры можно назвать Н.Н. Харузина, на книгу которого «Русские лопари» Визе неоднократно ссылается. Метод, к которому прибегает Визе, чтобы объяснить сущность явления, заключается в сравнительном анализе саамских мифологи­ ческих рассказов и бывальщин. Исследователь приходит к выводу, что культ сейдов вырос из почитания саамских шаманов-нойдов и общих анимистических взглядов «первобытного» саамского язычества, при этом Визе отрицает связь сейдов с культом погребений. «Лопарские сейды», конечно, не лишены штампов, подчас, стиль исследователя сумбурен, логически не выверен, превалирует описа- тельность. Работу В.Ю. Визе, вероятно, следует оценивать как новаторскую для своего времени, внесшую большой вклад в развитие отечественной этнологии саамов. В кон.XIX—нач. XX в. в странах Фенноскандии начинается активное изучение культуры абориген­ ных народов, которое охватывало практически все сферы традиционных практик. Однако, если в Швеции, Норвегии и Финляндии этот процесс фактически не прерывался в течение XX в., то в России, из-за крайней идеологизированности любого вида исследова­ ний, темы, связанные с духовной культурой современных традиционных народов, оказались «похороненными» вплоть до 1960-х гг., а в полном объеме (с публикациями по узкоспециализированной тематике) восстановлены лишь в 1990-е годы. В этой связи статья Визе приобретает важнейшее значение для отечественной историографии. Игорь Шундалов Источник статьи: Визе В.Ю. Лопарские сейды //И з в . Архангельского общества изучения Русского севера. - 1912. - №9. - С.395- 401; № 10.-С.453-459. ©OCR, Шундалов И., 2007 http://qwercus.narod.ru/vise_seid.htm . Ссылки автора выправлены в соответствии с библиографией ори­ гиналов использованных изданий. С аа м ски е ж е н щ и н ы : А лександра ( 2 2 года , не за м у ж н я я ), О стен ия (3 0 л е т , И лья М а кси м о ви ч Б архатов . С и м бо зе ро . в д о в а ), М а л а н ь я (25 л е т , з а м у ж е м ) . В у л с у о л . 1 9 1 0 г. Ф о т о Г .Х а л ь с т р е м а . 1 9 1 0 г. Фото Г .Х а л ь с т р е м а . 34 Тре 2013

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz