ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.
странным исключением было то, что мне всегда улыбалась удача в рыбалке на Ловозере, но никогда на Сейтъявре. В конце концов мне удалось уговорить Кузьму поехать со мной и тогда пришла удача во всех отношениях. Я проинструктировал моих карелов, как плыть и, не поймав ни одной рыбы, мы дошли до острова Кус- суол («Kuss-suol») прямо напротив «Куйвы». После долгих раз говоров о неудачной рыбалке мы легко соскользнули на тему о божестве и его власти и в конце концов к вопросу: не может ли небольшое жертвоприношение дать нам возможность избежать позора прийти еще раз домой с пустыми руками. «Да. Он любит табак и водку», —и мы выяснили, что случайно у нас с собой оказались эти любимые им вещи. Старик объяс нил, каким способом подобает передать этот небольшой пода рок божеству. Он взял немного табаку, совсем немного, как мне показалось, и посыпал его в озеро со стороны лодки, обращен ной к Куйве (мы находились в полукилометре от берега, озеро блестело как зеркало), в то же время он неслышно пробормо тал несколько слов. Я потом попросил его повторить их мне: «Kuivainiem, ta donne laih, ant minne guele, ant minne tirvasvuode»! (Куйва посмотри —это подарок тебе, дай мне рыбы, дай мне здо ровья!) После этого он взял бутылку, плеснул несколько капель водки в воду в том же направлении, продолжая бормотать: «Kuivainiem, ta la kostnits ant minne guele, ant minne tirvasvuode»! (Куйва это тебе на сладкое, дай мне рыбы, дай мне здровья!) Мы тихо сиде ли во время церемонии, как нам сказал Кузьма, и так же в тишине погребли дальше. Но когда, через 5 минут, произошел сильный рывок и кумжа весом в 10 фунтов была перекинута через борт лодки, старик дал волю своим чувствам. Он упал на колени на дно лодки и бил поклоны в сторону Куйвы, казалось, несколько по язычески, но в то же время крестясь согласно христианскому Р и с у н о к А л е к с е я Г а л к и н а (1 8 л е т ). 1910 г. Из а р х и в а Г .Х а л ь с т р е м а . ритуалу, и был весьма доволен силой своего божества. Должен признать, что на меня, наименее чувствительного среди моих спутников карелов, это зрелище подействовало удивительным образом. По сути это более чем что-либо ещё помогло мне за воевать сердечную дружбу и расположение Кузьмы, коих я по том имел в достатке. Вот так была принесена эта простая жертва перед многократно обсуждаемым сейдом. Нечто подобное рассказывает и Львов9 также в отношении этого «сейда» у данного озера (стр. 66) цитируя Ященко : «При едут лопари ловить рыбу и подносят перед ловлей сейту табаку. А женщины по этому берегу и ходить не смеют и остаются на противоположном берегу». От Кузьмы и его жены я узнал и о других существах, населя ющих землю и воду, и которым также надо оказывать внимание: Если тонешь или попил воды, а потом заболел, то это означа ет, что ты побеспокоил Чадзь-елле («tjas-ielle»), — духа озера. Соответствующее лесное существо зовется «Варрь-елле» («ѵаг- ielle»), в переводе Кузьмы —«сам Сатана», «лесной дьявол». Эти названия со сходным значением упоминает и Генец (Genetz) (nr 753, 1830 och p.XLI). Согласно Генецу, «Jielle» (живущие) имеют ся трех видов —духи дома, водяные духи и лесные духи, перед которыми лопари живут в страхе. 9V. Lvow: Russkaja Laplandia p. 67-68. Р и с у н о к А лексея Г алки на (1 8 лет ). 1 9 1 0 г. Из а р х и в а Г .Х а л ь с т р е м а . 30 Тре 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz