ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.
К а рта - сх ем а У м бо зера . Р ису н о к П авла С орванова ( 3 0 л е т ). 1 9 1 0 г. И з архива Г .Х а л ьс трем а . Б о л ь ш и н с тв о из этих высказываний Кузьмы , несмотря на их общий характер, несомненно относятся к «Куйве» и его культу. Нижеследующее было сказано непосредственно в связи с ним: «Нет определенного времени дня для жертвоприношения, женщины также как и мужчины могут приносить жертву. Как было сказано выше, надо жертвовать то, что видел во сне, так же определяется и время жертвоприношения. Нельзя громко кричать, когда проплываешь мимо, а также нельзя стрелять на озере. На берегу все это дозволено. Когда кто-либо рыбачит (как я понял —осмеливается рыбачить) ночью на этой стороне, то это вызывает громоподобный звук над всей этой частью озера. Непо чтительность наказывается беспощадно. Однажды один человек показал Куйве голый зад и после этого он не поймал ни одной рыбы. Через неделю он умер.» Набирая воду из озера, нельзя это делать как вздумается, нужно зачерпывать воду только ковшом. Мне кажется заман чивым воспринимать не только озеро, как священное место, 6 A.Genetz: Worterbuch der Kolalappischen Dialakta (Bidrag till kannedom av Finlands natur och folk H. 50 Hfs.1891). ура» (“ Paura” ) (от русского «повар» - прим. ред.), у людей живущих около Симбъявра (Sompjaur) звался он «Киети» (“ Kieti” ). Ве роятно позже это имя перешло на название горы, которая зовется Киткнюн («Kietk- njun») (Рамзай). Генец (Genetz)6использует слово «kietk» — в значении «камень» (No. 164), а также “ kiatk» в значении "россома- ха». (В Ловозере я отметил использование выражения “ kietk-pane” — «зубы россома- хи».) Высоко наверху, напротив Куйвы, там где начинает виднеться гора, расположено красное пятно. Рядом, справа виднеется пара чёрных «фигур». Согласно Кузьме, это фигуры окаменевшей бабы и двух дево чек. Баба зовется «Nupfo-aka», а у девочек «имен нет». Как сказал Кузьма, она была ведьмой и обратила сама себя в камень, как и Куйва». Место на берегу внизу называлось «Nupfo-rend». Я побывал там, но не увидел ничего примечательного. Возможно, что- то ещё можно найти повыше. Каких-либо историй об этих женщинах я не услышал, но было бы вполне естественно сравнить их с теми злыми женскими духами, которые описывал Генец (Genetz). Их было, по мень шей мере, четверо — мать и три дочери, в некотором роде божества рыб, которые обычно жили на берегу богатых рыбой озер (Genetz p.XLII, 181). Но вернемся к Куйве. Было очевидно почитание, которое оказывали ему лопа ри, в особенности Кузьма. Наивность, со четаемая с почитанием, не является чем-то экстраординарным, и все же именно это явилось причиной объяснения белого пятна на груди Куйвы. «Это часы, которые ему принадлежали», — явное благоговение и страх были смешаны с некоторой жалостью. «Без сомнения он осужден сидеть там вечно.» В целом о местах жертвоприношений Кузьма высказывался следующим образом: «Жертвенное место называется «luoth- virr», а когда оленя приносят в жертву его называют «luoth- poads»». Как правило, во сне можно увидеть, сколько и каких оленей нужно принести в жертву. Посещать места жертвопри ношений —хорошо, —божеству нравятся посещения, даже если приходишь просто посмотреть. Можно так же попросить то, что хочешь, и при этом не обязательно приносить жертву. Женщины тоже могут принимать участие в жертвоприношении, (но однако не во всех местах на родине Кузьмы —см. ниже). Им полагается приходить в праздничной одежде, но лицо должно быть спрята но, открытыми остаются лишь глаза и рот, чтобы они могли упо треблять пищу. Они никогда не приходят в одиночку. 28 Тре 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz