ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.
Очевидно, что такая доступная и значимая для данного ре гиона достопримечательность привлечёт интерес туристов, сле довательно можно прогнозировать появление соответствующих экскурсионных маршрутов туда. Данный объект, по-видимому, расположен на заповедной территории Полярно-Альпийского ботанического сада-института (ПАБСИ). Тем самым, возмож но, данная достопримечательность уже имеет определённый охраняемый статус. Если это так, то планирование экскурсион ной деятельности к объекту, который необходимо включить в официальный реестр памятников и достопримечательностей Мурманской области, должно быть согласовано с руководством ПАБСИ. Для регулировки доступа к памятнику представляется разум ным оборудовать смотровую площадку на берегу озера в отда лении от памятника и установить поясняющий аншлаг рядом с ней. Сейт-суол (остров сейда) Локализованное нами вышеописанное местообитание сейда на Большом Вудъявре, согласно легенде, стало в его судьбе по следним пристанищем. Как гласит предание, изначально сейд проживал на Сейт-суоле — месте, расположенном недалеко от становища лопарей Рас-наволока на Имандре в губе Белой (Не- мирович-Данченко, 1877; Ященко (1892); Визе (1912)) (см. При ложение к данной статье). Если обратиться к картам Рамзая (1892 г.) (см. на стр. 19) и карте Рихтера (1926 г.) (см. на стр. 18) то можно увидеть, что остров Сейт-суол делил губу Белую на два водоёма — восточ ный, в который впадала река Белая, саамы называли Сейдъ- явром — видимо в честь острова и обитавшего на нём когда-то «сейта». Сравнение данных карт с современной картой позволя ет сделать вывод, что в данный момент через священный остров (где также в своё время был лагерь В.Рамзая) проходит дорога, проложенная между отстойниками хвостохранилища Аноф 2 (см. карту-схему на стр. 19). Таким образом, данное место ещё гипотетически доступно для археологического обследования, хотя, возможно, культурный слой уже уничтожен бульдозерами при строительстве дороги, а остальная его часть погребена под слоем отвалов. В любом случае это место также достойно для установки памятного знака и аншлага с описанием достоприме чательности. Литература: 1. Визе В. Ю. Лопарские сейды. / / Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. — 1912. № 9, с. 395-400; №10. с. 453-459. 2. Волков Н.Н. Российские саамы. МАЭ РАН. Diedut 1/1996. 3. Немирович-Данченко В. И. Страна Холода. 1877. 4. Пришвин М.М. За волшебным колобком. 1908. 5. Саамские сказки. Сост. Пация Е.Я. 1980. 6. Харузин Н.Н. Русские лопари (Очерки прошлого и современного быта). М., 1890 7. Чарнолуский В.В. В краю Летучего камня: Записки этнографа. М.: Мысль, 1972 8. Шеффер И. Лапландия / И. Шеффер ; [пер. с лат.: B.C. Золотилова, А.Ю. Зверева] ; РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо- Маклая. —М .: У Никитских ворот, 2008. - 440 с. 9. Ященко А.Л. Несколько слов о русской Лапландии / / Этнографиче ское обозрение. 1892, кн. XII, №1. С.10-37. 10. Wilhelm Ramsay. Imandrajarvesta ja Rasnjarkan lappalaisista. Nya svenska laroverket, 10-vuotisjuhlakirja, s. 191-211, Helsinki 1892 Опубликовано в Kuolan niemimaalla kayneiden suomalaisten tiedemiesten matkakertomuksia (Koonnut ja kaantanyt Leif Rantala) Acta Lapponica Fenniae № 20, 2008 стр. 97-99 Приложение 1) «ПРЕДАНИЕ О ТОМ, К А К СЕЙТ ПЕРЕСЕЛИЛСЯ С СЕЙТ- СУЕЛА НА ВЫДОЗЕРО» (Ященко, 1892: 30-31) Жил на Сейт-суеле (чортов остров) сейт. Там у него и вежа сто яла, и амбары, а неподалеку и рога кучей были сложены. Остров этот и теперь существует на Белой губе Авер-явера (Имандры). Случилось раз проезжать мимо острова в карбасе старику с же- \ ной. Заболел у старухи живот , и что ближе к острову, то хуже. Понял старик, кто шалит с ним, и рассердился. Старик был ма ленько колдун. Пристал к острову и давай рубить топором вежу, амбары и рога. Испугался сейт и с той поры переселился в Хи бинскую тундру на Выдозеро, а у Сейт-суела стало спокойно. Теперь сейт уже умер, и на Выдозере живет его вдова да дочь замужняя. 2) «ВЫДОЗЕРСКИЙ СЕЙД» (Петр Сорванов, Белая Губа, 1912) (Визе, 1917:68). Этот сейд стоял раньше на небольшом острове в Белой Губе (Eneman lucht) на озере Имандра. Остров тот оттого и называется — Seitsuol (Сейд остров). Нрав этого сейда был «свирепливый», особенно недолюбливал он женщин. Проезжая мимо сейда на Seitsuol, женщины, чтобы не навлечь на себя его гнев, должны были закрывать свое лицо. Однажды мимо Seitsuol’a на карбасе проезжали старик со старухой. Старуха начала было покрываться, но старик остано вил ее и сказал: «Оставь, старуха! Нечего бояться его!» Сильно не понравилось это сейду и, в наказание за такое непослушание, он наслал на старуху болезнь, так что та сильно занемогла. Рас сердился тогда старик на сейда, пошел на остров и разбросал там все жертвенные рога (tschuerw-gard), сложенные около сей да. После этого сейд перешел на Нижнее Выдозеро, где он стоит и до сего времени. Выдозерский сейд, как и другие, не любит шуму. «Как при дешь на Yun Wudjawr, так громко не кричи», учили еще ныне жи вущих лопарей их отцы. ПОДПИСИ К ФОТО НА ЦВЕТНОЙ ВКЛАДКЕ 1. Вид н а Большой В уд ъ я в р ( северная часть о з е р а ). 2 . М есто рас п о ло ж ен и я р а с щ е л и н ы - п ещ е ры . 3 . В близи р ас щ ели ны - обители “ с ей та ” и его с ем ьи . 4. И з д а л е к а р а с щ е л и н а действительно п о х о ж а н а п ещ е ру . 5. Вид н а город К и ро вс к от р ас щ ел и н ы - п ещ е ры . 20 Тре 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz