ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.

Ф р а гм е н т ка р ты « О зё р а Б ольшой И м а н д р ы » . 1925-26 гг. С о с тавил Г. Д. Р ихтер при участи и С . Ф. Е го р о в а . Впервые столкнушись с этой легендой в сборнике «Саамские сказки» (сост. Пация Е.Я, 1980), я сразу захотел узнать точное месторасположение данного «прибежища» сейда на Большом Вудъявре —но, к сожалению, искаженное и расплывчатое описа­ ние Немировича-Данченко: «Посредине озера и теперь есть гро­ мадный камень, издали похожий на дом» не позволило уверенно локализовать это место на Большом Вудъявре. Могло показать­ ся, что такой заметный камень (представлявшийся отдельным ва­ луном) мог быть ликвидирован при строительстве Хибиногорска и фабрики АНОФ-2. Совсем недавно мне стало доступно сделанное Вильгельмом Рамзаем описание этого сакрального места: Часто случалось так, что лопари не хотели сопровождать нас в те или иные долины или распадки своих гор, по всей видимости, по­ тому, что там обитали «шиши». Так было, например, когда мы на­ правлялись к озеру Нижний Вудъявр (Junn Wudjavr ) — красивому горному озеру с крутыми склонами в глубине Умптека. Нам было сказано, что там властвует «гэллис» (galles) - дух, который не вы­ носит громких разговоров и не любит, когда по озеру плавают на лодке; так что, хотя Вудъявр изобилует рыбой, лопари отваживают­ ся приходить на его берега только зимой. Недалеко от лагеря нам показали отвесную скалу с расщелиной —это была дверь в обитель духа. Однажды мы, проходя мимо этого места, выстрелили из ру­ жья, несмотря на предупреждения лопарей Ивана и Федора, и хотя ничего сверхъестественного не случилось, они были очень испуганы и недовольны. Ночью со скалы упало с сильным грохотом несколько больших камней; наши лопари сочли это знаком - предупреждени­ ем со стороны гэллис. Поскольку грозный повелитель Вудъявра не разрешал летом ловить в озере рыбу, на берегу не было ни единой лодки, так что нам, несмотря на предостережения лопарей, при­ шлось построить бревенчатый плот. Когда плот был готов, наши помощники поплыли на нем прямо че­ рез озеро. Иван и Федор стояли на берегу, поочередно то испуган­ но молясь богу (разумеется, о себе самих), то насмехаясь над без­ рассудными финнами. Плавание, однако, прошло успешно, и наши лопари почувствовали себя смущенными. Наш слуга Микко, воз­ главивший строительство плота и плавание на нем, был горд своей победой не меньше, чем святой Бонифаций после того, как срубил священный для язычников дуб Тора в Гейсмаре (Geismar). Теперь, когда у нас появился плот, мы смогли ставить сети, ко­ торые каждое утро оказывались полными кумжи, сига и хариуса. Спустя некоторое время лопари заявили, что они больше не верят в гэллис и что на следующий год они тоже придут сюда ловить рыбу. В нашу честь этого озеро они будут отныне называть озером Про­ фессора. Профессорами здесь и русские, и лопари называют как исследователей, так и обычных туристов (Ramsay, 1892). Легенда о священной пещере-расщелине на Большом Вудъ­ явре (другие названия - Нижний Вудъявр, Yun Wudjawr ) была записана такими исследователями как А.Л. Ященко, В.Ю.Визе, М.М.Пришвин. Но эти путешественники, в отличии от В.Рамзая, не побывали возле данного сакрального объекта. Естествоиспытатель Александр Ященко в уже цитированной нами выше в статье «Несколько слов о Русской Лапландии» при­ водит следующие сведения (рассказчик не известен, записано в 1887 г.): ...Так, например, по их наивным рассказам, на Выд-озере живёт вдова сейта с замужнею дочерью. Живут они в высокой „похте” (скала, ущелье) со входом в виде трещины, откуда по временам и вылетают в образе воронов. Таких мест встретишь в Лапландии не мало; каждый камень, каждая скала, особенно причудливой фор­ мы в виде вежи, шалаша или фигуры человека, могут претендовать в глазах суеверного лопаря на обитание сейтом. ... На выше-помя- нутое Выд-озеро никто не соглашался нас проводить из опасения навлечь на себя гнев великаго духа. Как бы в подтверждение это­ го опасения целую неделю или над тундрой шел проливной дождь, или стояли ветреные, холодные дни, не позволявшие нам съехать с Чертова острова (Сейт-суел или Сейт-суелгыч) 6 и посетить тундру. Лопари объяснили это противодействием сейта нашему желанию по­ бывать на Выд-озере, которое как раз находится в середине Хибин­ ской тундры. О переселении духа на это озеро существует предание, которое и будет приведено мною ниже. Богатство рыбою этого озера привлекает сюда лопарей, но лишь только задует свежий ветер, предсказывающий возможность непо­ годы, они быстро уезжают. Рыбная ловля на Выд-озере производит­ ся зимой, так как привозимые (зимой) на лето для ловли карбаса к весне оказываются изломанными в куски, по уверению лопарей, сердитым сейтом (Ященко, 1892: 23-24). Побывавший в Хибинах известный русский писатель-натура­ лист Михаил Пришвин в своей книге «За волшебным колобком» приводит рассказ о пещере, где живут злые духи. Поскольку ему не удалось самому побывать на месте —расщелина в скале опи­ сана им со слов саамов как пещера (ниже мы коснёмся того, по­ чему к эту расщелину так называли). В его заметках появляется и упоминание о «финском ученом» (В.Рамзае), изменившем от­ ношение саамов к этому месту: В горах есть озеро, к которому лопари питают суеверный страх. Это озеро со всех сторон защищено горами и потому почти всегда тихое, спокойное. Высоко над водой есть пещера, и там живут злые духи. В этом озере множество рыбы, но редко кто осмелится ловить там. Нельзя: при малейшем стуке весла злые духи вылетают из пещеры. И вот один молодой ученый из финской ученой экспедиции собрал лопарей на это озеро и принялся стрелять из ружья в пещеру. Выле­ тели несметные стаи птиц, черных и белых, но ничего не случилось. С тех пор лопари там не боятся стукнуть веслом и ловят много рыбы. В Белой губе оз. Имандры (прим.авт.) - сохранена авторская орфография (прим. ред.). 18 Тре 2013

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz