ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.
Ф р а гм е н т ка р ты « О зё р а Б ольшой И м а н д р ы » . 1925-26 гг. С о с тавил Г. Д. Р ихтер при участи и С . Ф. Е го р о в а . Впервые столкнушись с этой легендой в сборнике «Саамские сказки» (сост. Пация Е.Я, 1980), я сразу захотел узнать точное месторасположение данного «прибежища» сейда на Большом Вудъявре —но, к сожалению, искаженное и расплывчатое описа ние Немировича-Данченко: «Посредине озера и теперь есть гро мадный камень, издали похожий на дом» не позволило уверенно локализовать это место на Большом Вудъявре. Могло показать ся, что такой заметный камень (представлявшийся отдельным ва луном) мог быть ликвидирован при строительстве Хибиногорска и фабрики АНОФ-2. Совсем недавно мне стало доступно сделанное Вильгельмом Рамзаем описание этого сакрального места: Часто случалось так, что лопари не хотели сопровождать нас в те или иные долины или распадки своих гор, по всей видимости, по тому, что там обитали «шиши». Так было, например, когда мы на правлялись к озеру Нижний Вудъявр (Junn Wudjavr ) — красивому горному озеру с крутыми склонами в глубине Умптека. Нам было сказано, что там властвует «гэллис» (galles) - дух, который не вы носит громких разговоров и не любит, когда по озеру плавают на лодке; так что, хотя Вудъявр изобилует рыбой, лопари отваживают ся приходить на его берега только зимой. Недалеко от лагеря нам показали отвесную скалу с расщелиной —это была дверь в обитель духа. Однажды мы, проходя мимо этого места, выстрелили из ру жья, несмотря на предупреждения лопарей Ивана и Федора, и хотя ничего сверхъестественного не случилось, они были очень испуганы и недовольны. Ночью со скалы упало с сильным грохотом несколько больших камней; наши лопари сочли это знаком - предупреждени ем со стороны гэллис. Поскольку грозный повелитель Вудъявра не разрешал летом ловить в озере рыбу, на берегу не было ни единой лодки, так что нам, несмотря на предостережения лопарей, при шлось построить бревенчатый плот. Когда плот был готов, наши помощники поплыли на нем прямо че рез озеро. Иван и Федор стояли на берегу, поочередно то испуган но молясь богу (разумеется, о себе самих), то насмехаясь над без рассудными финнами. Плавание, однако, прошло успешно, и наши лопари почувствовали себя смущенными. Наш слуга Микко, воз главивший строительство плота и плавание на нем, был горд своей победой не меньше, чем святой Бонифаций после того, как срубил священный для язычников дуб Тора в Гейсмаре (Geismar). Теперь, когда у нас появился плот, мы смогли ставить сети, ко торые каждое утро оказывались полными кумжи, сига и хариуса. Спустя некоторое время лопари заявили, что они больше не верят в гэллис и что на следующий год они тоже придут сюда ловить рыбу. В нашу честь этого озеро они будут отныне называть озером Про фессора. Профессорами здесь и русские, и лопари называют как исследователей, так и обычных туристов (Ramsay, 1892). Легенда о священной пещере-расщелине на Большом Вудъ явре (другие названия - Нижний Вудъявр, Yun Wudjawr ) была записана такими исследователями как А.Л. Ященко, В.Ю.Визе, М.М.Пришвин. Но эти путешественники, в отличии от В.Рамзая, не побывали возле данного сакрального объекта. Естествоиспытатель Александр Ященко в уже цитированной нами выше в статье «Несколько слов о Русской Лапландии» при водит следующие сведения (рассказчик не известен, записано в 1887 г.): ...Так, например, по их наивным рассказам, на Выд-озере живёт вдова сейта с замужнею дочерью. Живут они в высокой „похте” (скала, ущелье) со входом в виде трещины, откуда по временам и вылетают в образе воронов. Таких мест встретишь в Лапландии не мало; каждый камень, каждая скала, особенно причудливой фор мы в виде вежи, шалаша или фигуры человека, могут претендовать в глазах суеверного лопаря на обитание сейтом. ... На выше-помя- нутое Выд-озеро никто не соглашался нас проводить из опасения навлечь на себя гнев великаго духа. Как бы в подтверждение это го опасения целую неделю или над тундрой шел проливной дождь, или стояли ветреные, холодные дни, не позволявшие нам съехать с Чертова острова (Сейт-суел или Сейт-суелгыч) 6 и посетить тундру. Лопари объяснили это противодействием сейта нашему желанию по бывать на Выд-озере, которое как раз находится в середине Хибин ской тундры. О переселении духа на это озеро существует предание, которое и будет приведено мною ниже. Богатство рыбою этого озера привлекает сюда лопарей, но лишь только задует свежий ветер, предсказывающий возможность непо годы, они быстро уезжают. Рыбная ловля на Выд-озере производит ся зимой, так как привозимые (зимой) на лето для ловли карбаса к весне оказываются изломанными в куски, по уверению лопарей, сердитым сейтом (Ященко, 1892: 23-24). Побывавший в Хибинах известный русский писатель-натура лист Михаил Пришвин в своей книге «За волшебным колобком» приводит рассказ о пещере, где живут злые духи. Поскольку ему не удалось самому побывать на месте —расщелина в скале опи сана им со слов саамов как пещера (ниже мы коснёмся того, по чему к эту расщелину так называли). В его заметках появляется и упоминание о «финском ученом» (В.Рамзае), изменившем от ношение саамов к этому месту: В горах есть озеро, к которому лопари питают суеверный страх. Это озеро со всех сторон защищено горами и потому почти всегда тихое, спокойное. Высоко над водой есть пещера, и там живут злые духи. В этом озере множество рыбы, но редко кто осмелится ловить там. Нельзя: при малейшем стуке весла злые духи вылетают из пещеры. И вот один молодой ученый из финской ученой экспедиции собрал лопарей на это озеро и принялся стрелять из ружья в пещеру. Выле тели несметные стаи птиц, черных и белых, но ничего не случилось. С тех пор лопари там не боятся стукнуть веслом и ловят много рыбы. В Белой губе оз. Имандры (прим.авт.) - сохранена авторская орфография (прим. ред.). 18 Тре 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz