ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.
Сейд у Большого Вудъявра Вадим Лихачёв В научной и популярной литературе широко распространено мне ние, что сейдами саамы Кольского полуострова называли камни или скалы, где по преданиям поселился дух —хозяин места (Ха- рузин, 1890; Визе, 1912; Волков, 1996). Однако, некоторые этно графические источники говорят в пользу того, что сейдом саамы в первую очередь считали именно духа, поселившегося в камне. Сейта лопарь представляет как существо невидимое, но имеющее чудное свойство превращаться в живое существо, например, птицу, рыбу, зверя и пр. Он живёт, по их мнению, жизнью лопаря: водит оленей1, держит собак2, строит вежи, карбаса-керёжи и пр. Некото рые лопари уверяли, что они слышали, как охотился сейт, как лаяли собаки и хрустел снег под его кережей. По мненью лопарей, сейт вступает в брак, родится и умирает ... каждый камень, каждая скала, особенно причудливой формы в виде вежи, шалаша или фигуры че ловека, могут претендовать в глазах суеверного лопаря на обитание сейтом. (Ященко, 1892) Таким образом можно допустить, что назание «сейд» для кам ня —дома сейда —вторично и важным критерием такого называ ния является присутствие в нём духа. Покинутый духом-сейдом камень (или другой объект) переставал быть сейдом. Имеются сведения, что таким обиталищем духа-сейда у саамов могли быть и деревья (Шеффер, 2008 (1673)). Слово «сейд» с саамского принято переводить как «священ ный», но в свете вышесказанного возможно уточнение перевода как «связанный неким образом с духом». Этнографические дан ные и данные саамской топонимии также демонстрируют нам, что многие «священные» саамские объекты, такие как горы, озё ра, реки (например: Сейдозёро, Сейдъявр, Сейдпахк, Сейдуай, Сейдйок), как правило, вмещают в себя или имеют в непосред ственной близости некую, относительно небольшую обитель духа-сейда —будь то отдельно лежащий камень, скала, остров и т.п. То есть, зачастую, топоним приобретал в своём имени са кральную приставку «сейд» в честь менее крупного конкретного объекта —обители сейда-духа. В форме подобного объекта мог угадываться антропоморф ный облик («Бабушка» на Бабозере) или на скале угадывался антропоморфный образ («Куйва»), или таких образов могло быть несколько («Праудедки» в Понойской депрессии). В неко торых случаях это мог быть зооморфный образ (голова оленя, спина кита...), а так же образ обители —трещина в скале, пеще ра, из которой дух-сейд может вылетать в образе птицы. И даже быть рукотворный выкладкой из камней, как например, Каврай, описанный Владимиром Чарнолуским (Чарнолуский, 1972) 1Олени сейта — все дикие олени Лапландии (прим. авт.). ^ Один лопарь рассказывал, что он лично видел собаку сейта. Она была огромной величины и видом напоминала медведя. Вероятно, это и был медведь (прим. авт.). Легенда о Сейде на Большом Вудъявре Анализируемая нами легенда записана в Экостровском пого сте и у лопарей Рас-наволока3 и является хорошим примером, иллюстрирующим вышеперечисленные «свойства» сейда-духа. Она позволила нам локализовать некоторые места обитания сейда, находившиеся в районе Хибин —одно из них уже уничто жено человеческой деятельностью, другое оказалось забыто на долгое время. Мы предлагаем вернуть память об этих природно исторических достопримечательностях, связанных как с этногра фией саамов, так и с историей изучения Хибин. Подробнее мы остановимся на уцелевшем сакральном объекте пещере расще лине, где живёт сейд, на отроге возле озера Большой Вудъявр. Летом 1873 года путешествующий по Кольскому полуострову писатель В.И. Немирович-Данченко4 записал следующее преда ние (по моим сведениям, это первая из известных запись данной легенды): Против Экостровского погоста5 есть остров, где в незапамятную ста рину, когда лопари были еще язычниками, жил их бог. Он не любил, чтоб мимо проезжали ночью, после заката солнца до утра, и за это страшно наказывал пловцов. Ему приносили в жертву оленьи рога, и столько их было там сложено, что они загромоздили весь остров. Тем, кто привозил ему такой дар, он посылал хороший промысел. Раз, после заката солнца, проезжал мимо старик со старухой. Бог рассердился и свернул старухе голову лицом назад, затылком впе ред. Опечалился старик. “ Уж и жить нечего” , думал он, потому было горько видеть ему жонку свою в таком положении. Дождался он утра, взял карбас, приехал на остров и начал разбрасывать оттуда рога на все стороны. В реку их вывалил пропасть, и теперь еще лопа рям случается вытаскивать их неводами. Наконец, когда выбросил он последнюю охапку рогов, омрачилось небо, загремел гром, и на острове послышался страшный рев. Дух собрался оставлять свое из любленное место. В виде тучи поднялся он оттуда и поселился на большом озере в Хибинских горах. Посредине озера и теперь есть громадный камень, издали похожий на дом. И щели в нем располо жены, как окна; есть выбоина, похожая на дверь. Тут и зажил бог, и стал он шутить над людьми. Кто едет по озеру да засмеется или скажет громкое слово —поднимется буря или просто в самую ясную погоду челнок на дно пойдет. Как лопари стали христианами - бог пропал. По другому варианту, бог преобразился в четырех воронов, живущих в окнах и дверях этого дома. Когда лопари промышляют на озере, вороны ходят около и громко кричат. Никто их пугать не сме ет; потому, тронешь и сам пропадешь... Там многое и до сих пор еще чудится, слышен шум, в доме раздаются чьи-то разговоры, а ночью —громко рыдают.» (Немирович-Данченко, 1877:210-211) Вероятно, так назывался выселок Экостровского погоста, расположен ный в Белой губе Имандры. 4 Василий Иванович Немирович-Данченко (1848-1936) , русский писа тель, брат известного театрального деятеля Владимира Ивановича Не мировича-Данченко. 5 Как мы увидим далее, локализация этого сейда выполнена Немирови- чем-Данченко неточно —Сейтсуол находился в Белой губе Имандры, на что указывают Ященко и Визе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz