ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.
Лопари озера Имандра Вильгельм Рамзай и Рас-наволока (отрывок) Источник: Kuolan niemimaalla kayneiden suomalaisten tiedem iesten matkakertomuksia (Koonnut ja kaantanyt Leif Rantala) Acta Lapponica Fenniae № 20, 2008 стр. 97-99 Первая публикация - Nya svenska laroverket, 10th anniversary book, p. 191-211, Helsinki 1892 Перевод: Бирте Вейола (с финского на английский), Анна Михайлова (с английского на русский). Фотографии из архива Финского литературного общества, Хельсинки, Финляндия. Религия Кольские лопари исповедуют греко-католическую веру. В неко торых деревнях, или так называемых погостах, есть небольшие деревянные часовни, а также священники, большинство из кото рых невежественны и склонны к выпивке. При крещении лопари получают вполне русские имена: Иван Васильевич, Фома Афана сьевич, Григорий Михайлович и так далее. Фамилии у них тоже русские. В Рас-наволоке (Rasnjark) такие фамилии, как Архипов, Бархатов и Кобелев являются вполне обычными. Религиозная жизнь этих лопарей состоит из соблюдения определенных риту алов и следования некоторым формальным практикам. На груди они носят небольшой медный крестик вместе с амулетом из пе рьев и оленьей шкуры, или маленький кожаный мешочек с таин ственным содержимым. В тупе (большой комнате в деревянном доме) и в других помещениях лопарского жилища развешены иконы, к которым относятся с должным почтением. Для кольских лопарей самой, вероятно, трудной частью ре лигиозной практики является пост, так как они, естественно, в основном питаются животной пищей - в первую очередь олени ной. Длительные периоды, в течение которых им приходится ис пользовать в пищу одну только рыбу вместо гораздо более пи тательного оленьего мяса, согласно некоторым исследователям, являются причиной того, что в среднем Кольские лопари много слабее своих западных соседей-лютеран. Л о п ари о з . И м а н д р а . Фото В .Р а м з а я . 1891 г. Наряду с иконами лопари почитают и собственных богов —по крайней мере, самых грозных богов своих предков они хорошо помнят. Часто случалось так, что лопари не хотели сопровождать нас в те или иные долины или распадки своих гор, по всей ви димости, потому, что там обитали «шиши». Так было, например, когда мы направлялись к озеру Нижний Вудъявр (Junn Wudjavr )— красивому горному озеру с крутыми склонами в глубине Умпте- ка. Нам было сказано, что там властвует «гэллис» (galles) - дух, который не выносит громких разговоров и не любит, когда по озеру плавают на лодке; так что, хотя Вудъявр изобилует рыбой, лопари отваживаются приходить на его берега только зимой. Недалеко от лагеря нам показали отвесную скалу с расщелиной — это была дверь в обитель духа. Однажды мы, проходя мимо этого места, выстрелили из ружья, несмотря на предупреждения лопарей Ивана и Федора, и хотя ничего сверхъестественного не случилось, они были очень испуганы и недовольны. Ночью со скалы упало с сильным грохотом несколько больших камней; наши лопари сочли это знаком - предупреждением со стороны гэллис. Поскольку грозный повелитель Вудъявра не разрешал летом ловить в озере рыбу, на берегу не было ни единой лодки, так что нам, несмотря на предостережения лопарей, пришлось построить бревенчатый плот. Когда плот был готов, наши помощники поплыли на нем прямо через озеро. Иван и Федор стояли на берегу, поочередно то ис пуганно молясь богу (разумеется, о себе самих), то насмехаясь Л о п а ри возле и з б у ш к и н а северном берегу оз. И м а н д р а . Фото В .Р а м з а я . 1891 г. 14 Тре 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz