ЗЕМЛЯ TRE. № 1. 2013 г.
собачонка так и рвется к ним, так и разли вается ласковым тявканьем. Один лопарь бултых в воду, за ним другой, третий... Пополоскались и вышли назад. С юп течет вода, что ж из этого — солнце обсушит. Пожилая лопарка с дочерью спустили на воду лодку и поплыли вытаскивать сети. Другая дочь набросала дров и валежнику. Пока вернулся челнок, на берегу уже тре щал и разгорался костер. Вода вскипала в котле... Сети вытащены. Рыба покрупней ото брана. Лопарь вспорол ее, выбросил внутренности и, не очищая кожи, бросил несколько щук, хариусов да крупную, желтовато-розовую конжу в котел. Ста- руха-лопарка взяла сигов, посадила их на полочке к огню обжариваться в собствен ном соку. Семья собралась... молчание... никто ни слова, только позевывают — да и говорить лень. Поели, остатки бросили собакам. Двое юношей отправились в лес и в горы осма тривать силки. Третий с ружьем ушел на тундру — не встретится ли олень, росома ха, выдра, лисица или горностай. Осталь ные легли спать. Соберутся к обеду, опять вытянут сеть, сварят уху — и опять спать. Под вечер девушки начнут заготовлять до машнюю утварь из бересты, разрисовывая ее узорами... А там ночь и снова до утра. Так и все лето... Лицом к лицу с природой, то на охоте, то на отдыхе, лопарь оправ ляется от зимней голодовки, отъедается, отъедаются и тощие собаки. Те лопари, что ушли на морской берег, тоже жуируют по-своему. Выбросят промышленники тресковые внутренности или головы — лопари подберут на уху. А то участвуют в промыс ле вместе с русскими, только получают половинную долю против них, работая чуть не больше русских. Но к Петрову дню уже и эти уходят на свои летовища. Летом, таким образом, лопарь ведет счастливую жизнь дикаря, которому можно есть до отвала и спать сколько угодно. Бывают и своего рода развлечения в это время. Наедет кто-нибудь. Тогда всю ночь около вежи горят костры. Вокруг, под треск и шипение пылающих сучьев, беседуют лопари про старое время, когда луч ше жилось этому мирному северному номаду, когда всего было вдоволь: и рыбы, и птицы, и зверя, — такого зверя, какого теперь и на свете нет. Богат был лопарь и не кланялся русским. Они сами приходи чествовать его. Много было у него угодьев разных, дикие олени кишмя кишели на вараках. Медведей сотнями били. Теперь все пропало, лопарь обнищал и стал батраком у русского. И де вушки лопарские в старину вольней были, что на них жемчугу, се ребра да украшений разных болталось. Об водке в ту счастливую пору лопари и не слыхивали! Окончатся рассказы о старине, нач нут собеседники передавать свои приключения на охоте. Один ло парь посреди плеса по горло в воде сидел почти сутки, другой упал в пропасть, да три дня как пласт оставался там, пока не отлежался. Третий провел ночь в пещере с медведями. Четвертый на Хибинах чуть не умер с голоду, пятого змеи в сонгельском чернолесье пре следовали. Шестой забрался было к финнам, на норвежскую гра ницу, да и жизни не рад стал — чуть его не убили... Слушатели только покачивают головами в такт, неотступно гля дя в пламя. А ночь без света и без тьмы, белесоватая, окутывает туманом сырые понизья... И долго длится беседа. Уже вершины гор охватывает алый отблеск, уже дичь проснулась, в заводьях уже где-то далеко-далеко слышится рев медведя, с высоты доно сится хищный клекот орла, а костер все еще трещит и пылает... Наконец, один, воодушевленный беседой, зажмуривает глаза и, покачиваясь из стороны в сторону, начинает монотонную им провизацию. Поет он про все: о чем слышал, что видел. Девуш ка сидит перед ним — о ней поет, охотник — об его промысле. Оленей увидит, начинает рассказывать, как дикое животное живет на вараках, как оно хоронится на ягелевых вершинах от волка и медведя... Нет никого, а петь хочется, запоет о себе, какой он лов кий и хороший лопарь, как ему хорошо живется здесь у озера, как весело сидеть у пылающего костра, какой улов послал ему Бог за это лето... В. И. Немирович-Данченко. Лапландия и лапландцы. Публ. лекции, чит. в 1875 г. в С.-Петерб. пед. музее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz