Заполярный труд. 1945, январь.

3 А П О Л Й Р НѴЫ й Т Р У Д 11 января і B4S г. If! 2 (1282) Против формализма в учебно-воспитательной работе НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ Ра йониая учительст я ионференция Сре д іі вопросов, обсуж­ давшихся на учительской конференции 5 и 6 января, особенно сильную тревогу вызывают сообщений за­ ведующей педкабнпе том т. Орлинекой о повторении программного материала и инспектора Р (>110 т. Гера­ симова, обследовавшего ра боту ряда школ района. Останавливаясь ва кон­ кретных примерах плохо организованной проверки пройденного материала, тов. Ор л и нс кая подчеркивает, что уроки повторения до сих пор проходят шаблон­ но, бессистемно. 1'. боль шинстве планы это „филь кины грамоты —в 3-1 стро­ ки общих фраз: сделать то-то и то-то. Неслучайно поэтому в Нагорпов- скоіі школе в первый раз задали на дом 19, а во второй — 10 страниц. В результате из т р е х учеников ни один не получил удовлетворите­ льной оценки. II такой формализм по другим пред­ метам. Желаемых ре зуль ­ татов можно добиться ЛИШЬ в том случае, если каждое правило будет повторять­ с я на новом примере. Известно, что наглядные пособия способствуют л у ч ­ шей усвояемости урока. Но j в наших школах они чрез­ вычайно скупо применяют­ ся. Ведь только потому, что тов. Кобыл пн пришел на занятия б%з наглядных пособий ребята слабо у с ­ воили урок о вычислении Г е р о и н я - п и л о т Герой Сойотского Союза гвардии старшин лейтшшвт Евдокия Борисовна Пасько в Красной Армии с октября 1У41 года. Награждена она Двумя орденами Красной Звезды, орденом Красного Знамени, орденом Отечествен­ ной войны I степени. На бое­ вом счету штурмана эскад­ рильи тов Пасько 800 боевых самолетовылетов и около 100 тысяч килограммои бомб, сброшенных на укрепления противника. До войны Е- Б. ІІаеько I училась на механико -матема­ тическом факультете Москов­ ского Государственного уни­ верситета имени Ломоносова. Фото Г. Широкова. Фотохроники ТАСС. площади параллелепипеда. Следует строить урок так, чтобы ученик не только слушал , по и сам сказал. О том, как нужно повто­ рять, особенно по геогра­ фии, можно поучиться у У. И. Брагиной (IV класс Кольской школы). Ученики ее класса с большим увле­ чением составляли Марш­ руты путешествия по зоне смешанных лесов, тундры. Кольскому полуострову. И это сильно сказывается на закреплении знаний. Чтобы лучше закрепить пройденный M u T tjp k iU jj , нуж­ но обязательно практико­ вать вве класс н и о занятия . Они должны быть 1 I I О Л 63 " ны и интересны, беседы, чтение художественной тера і уры , выпуск /Куриа­ лов, газет, работа с проек­ ционным фонарем би с т Р° дадут свои отложения в па­ мяти ученика. Еще хуже обращают не­ которые учителя на воспи­ тательную работу. I) своем докладе тов. Герасимов прямо говорит, что дисци­ плина среди учащихся плохая, а особенно в Кнль- дипскон школе. Дети ве­ дут себя плохо и на уроках, о на улице. Большая ви­ на в этом, конечно, учите­ лей. Поскольку у них нет планов по воспитанию—нет и работы. А методы воспи­ тания путем поощрения, наказания, работы с роди­ телями никогда не вспоми­ наются в Кильдине, Документация в школах также не в надлежащем порядке, особенно журна ­ лы и учебные планы. А поурочные планы в боль­ шинстве выглядят как схе­ мы урока.. Тетради ие вез­ де соответствуют требова­ ниям. В Кицкой школе, например, в I классе пи­ шут плохо, тетради г р я з ­ ные. Речь учащихся бедна, де­ ти не умеют говорить хоро­ шо. Это—следствие плохой словарной работы. Дети чи­ тают механически,зачастую не понимая значения слов. И учителя пропускают та­ кие моменты (в школах Ки- льдина, Пулозеро, Кицы, Юркино.) Плохо еще говорит и учи ­ тель. Что можно требовать от того ученика, учитель которого говорит: .смягчи­ тельный мягкий знак, одна десятка, один яблок» и т. д. Некоторые учителя ие выполняют указаний выше­ стоящих организаций. У Сотниковой (Пулозерская школа) пет учебиых планов. —Не хочу и не буду их составлять, у меня есть все методические пособия, — такѳв ее постоян­ ный ответ на замечания р а ­ ботников РОНО. И ре зуль ­ таты такой порочной рабо­ ты налицо: школа имеет плохие показатели н в уче­ бе, и в воспитании ребят. Неудовлетворительная ра ­ бота школы обгоняется , прежде всего, и тем, что в практике учителей еще много формализма. Уав. PuiLl) юь. ДоОровидова привели яркии пример эго- і о по Мурмашиаскои шки- л«. На уроке географии учитель Тухкапнен, вместо того, чюОы рассказать у ча­ щимся о красоте и величии і риЛа, о е г о гигантской роли в дай воины, о его грандиозном будущем, ог­ раничился сухим оо‘ясис- иием, лишенным самого элемеитарвого понятия. Гак получилось потому, что 'іухкаинен не подгото­ вился к уроку, формально отнесся к выполнению сво­ его учительского долга. Ф орііалн ам ироя вляется н при повторении пройден­ ного материала, когда ни одно правило не подтверж­ дается примерами ни из учебника, ни из практики. Важно также и то, чтобы ни одно новое слово для ученика не прошло без объяснения. Историей сло­ ва необходимо заниматься с первых классов. Времени еще достаточно для того, чтобы поднять качество у чебио-воспитате- льиой работы, нужна пов­ седневная, кропотливая ра ­ бота всего педагогическо­ го коллектива. Только при этом условии можно доби­ ться таких результатов в работе школ, каких ждет родина, предоставившая все возможности для пло­ дотворной работы и учите­ ля, п ученика. Д АШИНЫ П А Т Р ОНЫ Это было недавно на одном из участков... Был бой. Такой бои, после которого уцелевшие немцы спеш­ ным порядком шшут домоіі письма. Вот одно из них, при­ водим подлинное иисьмо. . Как будто прорвались русские танки. В иаш тыл сброшены парашютисты. Впере­ ди нас все больше и больше русского огни, я никогда этого ие забуду. Паника. Все кри­ чат. Такого бедствия а в жиз­ ни ие видал. Повсюду русские. Я думаю, что мы будем псе уничтожены” . По оставим в стороне этого догадливого Фрина и вернемся к основной теме рассказа. Так вот в самый разгар боя красноармеец Звягинцев, обычно парень лихой и расторопный, вдруг остановился, развел рука­ ми и удивленно продзвес: -—Такэто же дашины патроны! Потом он вскрыл новый ЯШИН с боеприпасами и, взглянув внутрь, опять проделал ту же процедуру - остановился, развел руками и удивленно произнес; — Іак этоже дашины патроны і Странное поведение Звягинце­ ва заметил ефрейтор Беликов. Всегда спокойный п уравнове­ шенный, ефрейтор на сен раз крепко осерчал. — Боец Звягинцев! —крикнул оя. —Чен вы занимаетесь в такой интересный момент '< I Болтовней занимаетесь! Лирикой занимаетесь! Видите, фрицы лезут. Скорей разносите патро­ ны ! День закончился. К вечеру немцы пытались пойти в контратаку. По из этого ниче­ го путного для них не получи­ лось. Немцы, как пишется в официальных донесениях, отка­ тились на исходные позиции. Справедливости ради надо подчеркнуть, что хотя немцы откатились, далеко, но далеко не все немцы откатились. Мно­ гие из них остались лежать недалеко от наших окопов. И, глядя иа трупы фрицев, Звягинцев произнес вслух: — Так это же дашины патро­ ны!.. . А тут поблизости оказался уже знакомый нам ефрейтор Беликов. Услыхал он ,,лирику" Звягинцева и спросил его: — О чем это вы все толкуете, Звягинцев '( — О даншвых патронах, — смутившись ответил боец. — Осмелюсь спросить, если это не военная тайна, кто есть сна очаровательная Даша и какое она имеет касательство к боеприпасам? — Жена моя, Дашей ее зовут. Открывал я, значит, ящики с патронами. А в каждом ящике сверху лежит, как полагается, картонная бирка. И сегодня на всех этих бирках известный мне номер -150. А Даша, жена моя, значит, на натронном за­ воде работает. На мое место заступила. Ее рабочий помер я в ящиках и увидел. — Вот в чем дело! Добротные патроны. Пишите жене благодар­ ность от всего нашего взвода. Ефрейтор Беликов славится своей талантностыо, каковую он не замедлил проявить и* в данном конкретном случае. . . — II добавьте от меня персонально горячий привет,— сказал он. Звягинцев написал Даше обстоятельное письмо, куда внес и первональный привет ефрейтора. Через две педели получил ответ. Даиіа писала: „Дорогой мой муж, дорогие бойцы! Это действительно наши патроны, с нашего завода. Бейте немцев без пощады! Не жалейте патронов! Сколько бы вы их ни потратили на фашис­ тов, мы вам новых в достатке пошлем. . . “ Теперь в Н-ском подразделе" ш т большой сарос на дашины патрона. Звягинцев ходіп гоголем. Бойцы то и дело говорят ему: „Есть дашины патроны ? Надо фрицам послать гостинцы", Гр. Рыклин. щш В детском доме для ста­ линградских детей — сирот войны. Под руководством мастера - пструктора Павла Яковлевича Ме-лехииа стар­ шие мальчики учатся сапож­ ному ремеслу. Фото Н. Оитиикова и 3 Не­ веровой. " Фотохроника ТАСС. Соберем больше сырья для детских игрушек Цех детской игрушки Кол ьеко го ра йпр омкомби- ната ощущает острый не­ достаток в сырье—бумаге. Помочь цеху в большем выпуске игрушек из па­ пье-маше могут общест­ венные организации, пред­ приятия, школы, путем со­ хранения всех бумажных отходов. Исполком райсовета одоб­ рил инициативу отдела местной промышленности о повсеместном и система­ тическом сборе бумаги. С этой целью должны быть выделены ответственные лица за сбор и хранение этого цепного вида сырья. Сул Растрата и подделка документов Платонова Ульяна, рабо­ тая письмоносцем 4-го уча ­ стка, злоупотребляла сво- ■;м служебным положени­ ем. Она принимала в боль­ шинстве от е а с е пения по ­ селков Нагорный, Фадеев Ручей, Зверосовхоза и Арктики деньги для от­ правки почтой, но мало ко- му выполняла поручения. По it переводам она не отослала деньги, присвоив себе 5.515 р. 28 к и по 12 переводам не вручила день­ ги адресатам. Таким образом Платоно­ ва растратила и присвои­ ла, путем подделки доку ­ ментов, 9669 р. 28 коп. Па-днях народный суд Кольского района, рассмот­ рев дело Платоновой, при­ говорил пр е с тупницу к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущест­ ва для покрытия причи­ ненного материального ущерба. Ответственный редактор В. П. ипирин. Петров Александр Павлович, проживающий U-U 28891, воз­ буждает дело о разводе с сто женой Коровиной Варварой Васильевной, проживающей на Фадеевой ручье, дом 1 8, кв. 6. Дело подлежит рассмотрению в Кольском народном суде. Адрес редакции п. Кода Мурманской обласіи. Телефон отв. редактора/ 79 . Тиа. изд-ва. .Заполярный труд”. № ПН. ООООІ зав. Л 18. Тир. 500.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz