Заполярный труд. 1945, январь.
3 А П О Л Й Р НѴЫ й Т Р У Д 11 января і B4S г. If! 2 (1282) Против формализма в учебно-воспитательной работе НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ Ра йониая учительст я ионференция Сре д іі вопросов, обсуж давшихся на учительской конференции 5 и 6 января, особенно сильную тревогу вызывают сообщений за ведующей педкабнпе том т. Орлинекой о повторении программного материала и инспектора Р (>110 т. Гера симова, обследовавшего ра боту ряда школ района. Останавливаясь ва кон кретных примерах плохо организованной проверки пройденного материала, тов. Ор л и нс кая подчеркивает, что уроки повторения до сих пор проходят шаблон но, бессистемно. 1'. боль шинстве планы это „филь кины грамоты —в 3-1 стро ки общих фраз: сделать то-то и то-то. Неслучайно поэтому в Нагорпов- скоіі школе в первый раз задали на дом 19, а во второй — 10 страниц. В результате из т р е х учеников ни один не получил удовлетворите льной оценки. II такой формализм по другим пред метам. Желаемых ре зуль татов можно добиться ЛИШЬ в том случае, если каждое правило будет повторять с я на новом примере. Известно, что наглядные пособия способствуют л у ч шей усвояемости урока. Но j в наших школах они чрез вычайно скупо применяют ся. Ведь только потому, что тов. Кобыл пн пришел на занятия б%з наглядных пособий ребята слабо у с воили урок о вычислении Г е р о и н я - п и л о т Герой Сойотского Союза гвардии старшин лейтшшвт Евдокия Борисовна Пасько в Красной Армии с октября 1У41 года. Награждена она Двумя орденами Красной Звезды, орденом Красного Знамени, орденом Отечествен ной войны I степени. На бое вом счету штурмана эскад рильи тов Пасько 800 боевых самолетовылетов и около 100 тысяч килограммои бомб, сброшенных на укрепления противника. До войны Е- Б. ІІаеько I училась на механико -матема тическом факультете Москов ского Государственного уни верситета имени Ломоносова. Фото Г. Широкова. Фотохроники ТАСС. площади параллелепипеда. Следует строить урок так, чтобы ученик не только слушал , по и сам сказал. О том, как нужно повто рять, особенно по геогра фии, можно поучиться у У. И. Брагиной (IV класс Кольской школы). Ученики ее класса с большим увле чением составляли Марш руты путешествия по зоне смешанных лесов, тундры. Кольскому полуострову. И это сильно сказывается на закреплении знаний. Чтобы лучше закрепить пройденный M u T tjp k iU jj , нуж но обязательно практико вать вве класс н и о занятия . Они должны быть 1 I I О Л 63 " ны и интересны, беседы, чтение художественной тера і уры , выпуск /Куриа лов, газет, работа с проек ционным фонарем би с т Р° дадут свои отложения в па мяти ученика. Еще хуже обращают не которые учителя на воспи тательную работу. I) своем докладе тов. Герасимов прямо говорит, что дисци плина среди учащихся плохая, а особенно в Кнль- дипскон школе. Дети ве дут себя плохо и на уроках, о на улице. Большая ви на в этом, конечно, учите лей. Поскольку у них нет планов по воспитанию—нет и работы. А методы воспи тания путем поощрения, наказания, работы с роди телями никогда не вспоми наются в Кильдине, Документация в школах также не в надлежащем порядке, особенно журна лы и учебные планы. А поурочные планы в боль шинстве выглядят как схе мы урока.. Тетради ие вез де соответствуют требова ниям. В Кицкой школе, например, в I классе пи шут плохо, тетради г р я з ные. Речь учащихся бедна, де ти не умеют говорить хоро шо. Это—следствие плохой словарной работы. Дети чи тают механически,зачастую не понимая значения слов. И учителя пропускают та кие моменты (в школах Ки- льдина, Пулозеро, Кицы, Юркино.) Плохо еще говорит и учи тель. Что можно требовать от того ученика, учитель которого говорит: .смягчи тельный мягкий знак, одна десятка, один яблок» и т. д. Некоторые учителя ие выполняют указаний выше стоящих организаций. У Сотниковой (Пулозерская школа) пет учебиых планов. —Не хочу и не буду их составлять, у меня есть все методические пособия, — такѳв ее постоян ный ответ на замечания р а ботников РОНО. И ре зуль таты такой порочной рабо ты налицо: школа имеет плохие показатели н в уче бе, и в воспитании ребят. Неудовлетворительная ра бота школы обгоняется , прежде всего, и тем, что в практике учителей еще много формализма. Уав. PuiLl) юь. ДоОровидова привели яркии пример эго- і о по Мурмашиаскои шки- л«. На уроке географии учитель Тухкапнен, вместо того, чюОы рассказать у ча щимся о красоте и величии і риЛа, о е г о гигантской роли в дай воины, о его грандиозном будущем, ог раничился сухим оо‘ясис- иием, лишенным самого элемеитарвого понятия. Гак получилось потому, что 'іухкаинен не подгото вился к уроку, формально отнесся к выполнению сво его учительского долга. Ф орііалн ам ироя вляется н при повторении пройден ного материала, когда ни одно правило не подтверж дается примерами ни из учебника, ни из практики. Важно также и то, чтобы ни одно новое слово для ученика не прошло без объяснения. Историей сло ва необходимо заниматься с первых классов. Времени еще достаточно для того, чтобы поднять качество у чебио-воспитате- льиой работы, нужна пов седневная, кропотливая ра бота всего педагогическо го коллектива. Только при этом условии можно доби ться таких результатов в работе школ, каких ждет родина, предоставившая все возможности для пло дотворной работы и учите ля, п ученика. Д АШИНЫ П А Т Р ОНЫ Это было недавно на одном из участков... Был бой. Такой бои, после которого уцелевшие немцы спеш ным порядком шшут домоіі письма. Вот одно из них, при водим подлинное иисьмо. . Как будто прорвались русские танки. В иаш тыл сброшены парашютисты. Впере ди нас все больше и больше русского огни, я никогда этого ие забуду. Паника. Все кри чат. Такого бедствия а в жиз ни ие видал. Повсюду русские. Я думаю, что мы будем псе уничтожены” . По оставим в стороне этого догадливого Фрина и вернемся к основной теме рассказа. Так вот в самый разгар боя красноармеец Звягинцев, обычно парень лихой и расторопный, вдруг остановился, развел рука ми и удивленно продзвес: -—Такэто же дашины патроны! Потом он вскрыл новый ЯШИН с боеприпасами и, взглянув внутрь, опять проделал ту же процедуру - остановился, развел руками и удивленно произнес; — Іак этоже дашины патроны і Странное поведение Звягинце ва заметил ефрейтор Беликов. Всегда спокойный п уравнове шенный, ефрейтор на сен раз крепко осерчал. — Боец Звягинцев! —крикнул оя. —Чен вы занимаетесь в такой интересный момент '< I Болтовней занимаетесь! Лирикой занимаетесь! Видите, фрицы лезут. Скорей разносите патро ны ! День закончился. К вечеру немцы пытались пойти в контратаку. По из этого ниче го путного для них не получи лось. Немцы, как пишется в официальных донесениях, отка тились на исходные позиции. Справедливости ради надо подчеркнуть, что хотя немцы откатились, далеко, но далеко не все немцы откатились. Мно гие из них остались лежать недалеко от наших окопов. И, глядя иа трупы фрицев, Звягинцев произнес вслух: — Так это же дашины патро ны!.. . А тут поблизости оказался уже знакомый нам ефрейтор Беликов. Услыхал он ,,лирику" Звягинцева и спросил его: — О чем это вы все толкуете, Звягинцев '( — О даншвых патронах, — смутившись ответил боец. — Осмелюсь спросить, если это не военная тайна, кто есть сна очаровательная Даша и какое она имеет касательство к боеприпасам? — Жена моя, Дашей ее зовут. Открывал я, значит, ящики с патронами. А в каждом ящике сверху лежит, как полагается, картонная бирка. И сегодня на всех этих бирках известный мне номер -150. А Даша, жена моя, значит, на натронном за воде работает. На мое место заступила. Ее рабочий помер я в ящиках и увидел. — Вот в чем дело! Добротные патроны. Пишите жене благодар ность от всего нашего взвода. Ефрейтор Беликов славится своей талантностыо, каковую он не замедлил проявить и* в данном конкретном случае. . . — II добавьте от меня персонально горячий привет,— сказал он. Звягинцев написал Даше обстоятельное письмо, куда внес и первональный привет ефрейтора. Через две педели получил ответ. Даиіа писала: „Дорогой мой муж, дорогие бойцы! Это действительно наши патроны, с нашего завода. Бейте немцев без пощады! Не жалейте патронов! Сколько бы вы их ни потратили на фашис тов, мы вам новых в достатке пошлем. . . “ Теперь в Н-ском подразделе" ш т большой сарос на дашины патрона. Звягинцев ходіп гоголем. Бойцы то и дело говорят ему: „Есть дашины патроны ? Надо фрицам послать гостинцы", Гр. Рыклин. щш В детском доме для ста линградских детей — сирот войны. Под руководством мастера - пструктора Павла Яковлевича Ме-лехииа стар шие мальчики учатся сапож ному ремеслу. Фото Н. Оитиикова и 3 Не веровой. " Фотохроника ТАСС. Соберем больше сырья для детских игрушек Цех детской игрушки Кол ьеко го ра йпр омкомби- ната ощущает острый не достаток в сырье—бумаге. Помочь цеху в большем выпуске игрушек из па пье-маше могут общест венные организации, пред приятия, школы, путем со хранения всех бумажных отходов. Исполком райсовета одоб рил инициативу отдела местной промышленности о повсеместном и система тическом сборе бумаги. С этой целью должны быть выделены ответственные лица за сбор и хранение этого цепного вида сырья. Сул Растрата и подделка документов Платонова Ульяна, рабо тая письмоносцем 4-го уча стка, злоупотребляла сво- ■;м служебным положени ем. Она принимала в боль шинстве от е а с е пения по селков Нагорный, Фадеев Ручей, Зверосовхоза и Арктики деньги для от правки почтой, но мало ко- му выполняла поручения. По it переводам она не отослала деньги, присвоив себе 5.515 р. 28 к и по 12 переводам не вручила день ги адресатам. Таким образом Платоно ва растратила и присвои ла, путем подделки доку ментов, 9669 р. 28 коп. Па-днях народный суд Кольского района, рассмот рев дело Платоновой, при говорил пр е с тупницу к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущест ва для покрытия причи ненного материального ущерба. Ответственный редактор В. П. ипирин. Петров Александр Павлович, проживающий U-U 28891, воз буждает дело о разводе с сто женой Коровиной Варварой Васильевной, проживающей на Фадеевой ручье, дом 1 8, кв. 6. Дело подлежит рассмотрению в Кольском народном суде. Адрес редакции п. Кода Мурманской обласіи. Телефон отв. редактора/ 79 . Тиа. изд-ва. .Заполярный труд”. № ПН. ООООІ зав. Л 18. Тир. 500.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz