Залп. 1944, июль.

В ПОМОЩЬ А ГИ Т А ТО Р У К ДНЮ В О Е Н НО -М О Р С КО І'О ФЛО ТА НА СЕВЕРНЫХ МОРСКИХ КОММ УНИКАЦИЯХ Большинство грузов, посы­ лаемых союзниками в счёт поставок Советскому Союзу в годы Отечественной войны, про­ шло по морским путям Севера, по морским коммуникациям, охраняемых Северным флотом, через наши северные порты. Советское государство полу­ чило от союзников миллионы тонн грузов: многие тысячи самолётов и .танков, сотни ты­ сяч автомобилей, тысячи пушек, бронетранспортёров и миллионы снарядов, десятки кораблей, стратегическое сырье, промы­ шленное оборудование, продо­ вольствие. Пытаясь прервать паши мор­ ские коммуникации, немцы соз­ дали в Северной Норвегии свои базы надводных кораблей и подводных .лодок, специаль­ ные отряды воздушных сил. Весной 1942 года североморским летчикам, прикрывающим тран­ спорты союзников в нашей зоне, приходилось делать по 5—6 вылетов в день. Герой Советского Союза Бо­ рис Сафонов, имевший к тому времени на боевом счету 22 сби­ тых немецких самолёта, умело руководил этими операциями. 30 мая 1942 года он вместе с летчиками Орловым и Покров­ ским (ныне Герей Советского Союза) вылетел на прикрытие следовавшего к нам каравана. «Юнкерсы» напали на англий­ ские транспорты. Когда они начали входить в пике, их настигли наши истребители. Немцы пытались уйти на брею­ щем полёте, но советские ис­ требители, снизившись до 15 метров над уровнем моря, про- довжали вести атаки. Три «10н- керса» сбил в этом бою Борис Сафонов, по одному «ІОннер су» уничтожили Орлов с По­ кровским. Много воздушных боёв про­ вели над морем летчики-северо­ морцы. Прикрывая союзные транспорта, славпые сафоновцы спасли от вражеских авиабомб и торпед не один десяток кора­ блей с ценными грузами для СССР. Велики заслуги в конвоиро­ вании транспортов у наших североморских эсминцев. Доб­ лестные гвардейцы «Гремяще­ го» , экипаж краснознаменного «Куйбышева» и моряки других миноносцев Северного флота не раз сражались за доверенные им транспорты против немецкой авиации и подводных лодок и побеждали их. Однажды корабли были в море три дня на большом рас­ стоянии от наших баз, куда не могли долететь наши истреби­ тели. Всё это время вокруг каравана кружился немецкий разведчик. Он показывал место каравана своей авиации и под­ водным лодкам. Это было в период поляр­ ного дня, когда круглосуточные напряженные вахты очеиь утомительны. Налеты повторя­ лись каждые четыре часа. Врагом было сброшено 250 бомб, выпущено 14 торпед. Временами на корабли каравана и охранения пикировало около 70 бомбардировщиков, но коль­ цо заградительного огня было настолько плотным, что совет­ ские моряки не дали возмож­ ность прицельно бомбить. Нес­ колько немецких самолётов было сбито. Все транспорта благо­ получно были доставлены в порт. Атаки караванов союзников с воздуха не приносили немцам успеха. Тогда фашистское командование решило нанести удар своими главными морски­ ми силами. 5 июля 1942 года немецкие линкоры «Адмирал Тирииц», «Адмирал Шеер» нод охраной большого числа эсмин­ цев и самолетов вышлп на перехват союзного конвоя. Но этой попытке помешала северо­ морская подводная лодка «К— 21» (ныне Краснознаменная) Героя Советского Союза Н. А. Лунина. Прорвав охранение, Лунин торпедировал линкор j «Тирниц» и нанёс ему настоль­ ко серьёзные повреждения, что операция была сорвана. Немецкий линкор малым ходом и под усиленным охранением был отведён на базу. А союз­ ный конвой проследовал но назначению. В дальнейшем «Тирпиц» в базе подвергся атакам группы британских малых подводных лодок и массовым налётам бри­ танской авиации и был надолго выведен из строя. 26 декабря 1943 года гер­ манский линкор «Шарнгорст», вышедший для удара по ново­ му конвою, был встречен ан­ глийским отрядом кораблей ад мирала Фрезера и, после пре­ следования в трудных условиях полярной ііочи , был потоплен у мыса Нордкап. На океанских коммуникациях Севера морские и воздушные силы немцев потерпели полный крах, так и не сумев нарушить гигантского грузопотока, шед­ шего и продолжающего итти в северные порты СССР. Потерпели крах немцы и на своих ближних полярных ком­ муникациях в Северной Норве­ гии и Северной Финляндии, где нет железных дорог. Только две шоссейные дороги связыва­ ют Север Норвегии и Финлян­ дии с железнодорожной сетью. Обеспечение немецко-фашист­ ских войск в Заполярьи воору­ жением, боеприпасами, продо­ вольствием производится морем. В свои порты Варангер-фиорда немцы регулярно ведут карава­ ны кораблей с грузами. Удары североморцев по этим немецким караванам грозны и сокруши­ тельны. В зоне действия северомор­ ских подводных лодок и само­ летов немцы стали вынуждены сопровождать транспорты мно­ гочисленным охранением. Так, например, 12 октября 1943 года в районе Тани-фиор- да разведкой Северного флота были обнаружены три немецких больших транспорта, шедших под охраной двух миноносцев, двенадцати сторожевиков, пяти тральщиков и десяти „ стороже­ вых катеров, тс-есть всего два­ дцати девяти военных кораб­ лей. Над конвоем все время держались два «мессершмитта». Вот так напуганы немцы на Севере. Последовательными ударами североморской авиации один из трех транспортов этого кара­ вана был потоплен, а также один из кораблей охранения. Сбито 15 самолётов противника. В июне нынешнего года вер­ нулась из боевого похода одна из наших подлодок. Обнаружив многочисленный немецкий кон­ вой, командир этой подлодки мастерски вышел в атаку и по­ топил своими торпедами одно­ временно три корабля: стороже­ вик, транспорт и тральщик. Из четырех торпед три попали в цель. Приведём пример северомор­ ского комбинированного удара по фашистским кораблям. 2(5 июня наши разведчики обнару­ жили большой немецкий конвой, шедший в Киркенес — пять крупных транспортов, охраняв­ шихся двадцатью шестью бое­ выми кораблями. На разгром этого конвоя вылетели лётчики североморской авиации. На не­ мецкие корабли, на порт и во­ енные объекты было сброшено большое количество бомб круп­ ного калибра и сильного зажи­ гательного действия. Немцы по­ пытались отконвоировать уце­ левшие корабли из Кыркенеса, надеясь снасти их. Тогда севе­ роморцы совместным действи­ ем авиации, торпедиых катеров и артиллерии береговой оборо­ ны нанесли последний и реша­ ющий удар. В итоге всей этой операции, состоявшей из после­ довательных ударов нарастаю­ щей силы, потоплены семь транспортов водоизмещением в сорок тысяч тонн, танкер, два тральщика, два сторожевых ка­ тера и торпедный катер немцев Сильно повреждены транспорт и тральщик, подожжено два вражеских судна, в воздушном бою сбито 30 самолётов. Так громят врага северомор­ цы на четвертом году Отечес­ твенной войны. Можно привес­ ти много примеров, подтвер­ ждающих, что на океанских и ближних полярных коммуника­ циях германские морские и воз­ душные силы потерпели пора­ жение под непрерывным воз­ действием Северного флота и наших союзников. Северный флот, одержавший многие побе­ ды над врагом, надежно защи­ щает советские северные ком­ муникации, морские пути. Наша задача- усилить удары по немцам в Заполярья, помо­ гая наступающей Красной Ар­ мии приблизить час оконча­ тельной победы над немецко- фашистскими захватчиками. ВСЯ НАДЕЖДА БЫЛА НА ВИНТОВКУ На 15 мая 1944 г. Военно-Морской ф ло т имеет награжденных ^орденами Всего награждений . . . 54 644 | Всего награждено . . . 49 0 0 7 чел. Из числа награжденных имеют: 1 н а г р а д у .................................. 44 218 чел. 2 н а гр а ды .................................. 4 049 » 3 награды . ...................................632 4 и более наград . . . . . 1 0 8 То время тенері далеко, однако мно­ гое еще помнится Прибыл я в 1916 году ново­ бранцем в Красное Село. Для обучения, значит. Казарма. Муштра. Днем с винтовкой на плацу, вечером—зубрежка во­ енных чинов. Знать надо было, кого назвать господином, кого благородием, высокоблагородием пли превосходительством, ну и всякое такое, от чего голова кругом шла, а нользы ни на грош. О каких нибудь, там, минометах и понятия не имели. Ничего не было у царской армии для пехоты, кроме вин­ товки, а если и было, то. кан говорили офицеры, не нашего— новобранцев — ума дело. А воевать надо было. При­ был я hocj ^ школы в Крон­ штадт? Назігатолп меня в артил­ лерийский полк. Где бы пушку изучать, да стрелять из нее учиться, а тут онять муштра, да зубрежка чипов. То, что сам узнал, приглядываясь, да прислушиваясь к старым солда­ там, тем и жил. Так и не вы­ шел из меня в то время насто­ ящий артиллерист. И пришлось мне воевать в гражданскую пехотинцем. Тут тоже на первых порах много было неурядицы. А глав­ ное — плохая была связь. Где противник, где наши — никому не известно. Таким образом однажды мы и попали в пере­ плет. Вступили в местечко Печёры, под Псковом. Расположились на ночлег. Я на посту стоял. Сменился, лег отдохнуть, а тут вдруг кричат: — Вставай! Беляки наступа­ ют! Откуда думаю, беляки. Ведь говорили, что их и на десятки километров нет. Однако, разду­ мывать тут было некогда. Ме­ шок, шинельку на себя, и на улицу бегом. Выбежали мы за околицу, глядим: два бронепоезда, из вагонов белые сыплются в лощинку. В обход, значит. И Рассказ участника трех воіін П. М. ОСИПОВА. Но им пе человек их до пол­ тысячи, а пас—рота, чуть больше сотни, мы нужны были, а обоз с обмундированием, что был при нас. Ну, тут, конечно, мы — обоз спасать. Об обороне и ду­ мать нечего. Одни винтовки против двух бронепоездов — не оружие. Был, правда, у нас еще пулемет, да от него беды больше, чем пользы. Чуть что — не действует. Отступили. А потом соедини­ лись еще с двумя своими ро­ тами и тут уж никакие бро­ непоезда не спасли белогвардей­ цев. Штыковой атакой опроки­ нули их, погнали. Остатки бе­ ляков спаслись тем, что удрали по льду Чудского озера в Эс­ тонию. Пришлось мпе принять учас­ тие и в этой войне. На защи­ те Ленинграда я был вначале. Тяяселое время пережил. Мало было у нас опыта, да и недоста­ ток в технике ощущался. Гос- нодствовали немцы па земле и в воздухе. Но прошло то время. Теперь наша техника и наши люди берут верх. А немцы... Да вот запомнился мне один случай: Зашли мы как-то в отбитый у немцев блиндаж и увидели тут, можно сказать, нутро хва­ леной немецкой армии. В блин­ даже лапти из веревок, мочалы, башмаки из соломы. А рядом громадные, чуть не в полроста человека, снаряды. Но не помо­ гли босым немцам снаряды. Теперь немцам еще хуже стало. Им победы, как своих ушей, не видать. Красная Ар­ мия научилась бить и умело бьет немцев. Гнев народный— лучшее оружие. У меня два сына погибли на фронте. В этом я обвиняю нем­ цев, и никогда им этого не прощу. Несмотря на свои лета,- горжусь, что служу в Красной Армии и вношу свой вклад в наше общее дело победы над презренными гитлеровцами. Напористостью добиваются хороших знаний Дуся Кузнецова до войны ра­ ботала бухгалтером в одном из отделений госбанка. Она не имела никакого представления о военной службе. Но когда услышала по радио, что на нашу Родину вероломно напал враг, у Дуси появилось желание защищать Отчизну в рядах Военно-Морского флота. Вскоре комсомолка Дуся Куз­ нецова была в одной из частей Северного флота. Своей воен­ ной специальностью она из­ брала специальность радиста. В части ей пришлось мпого работать над собой, чтобы в со­ вершенстве изучить радиосвязь. Специальность радиста трудная специальность, но к ее изуче­ нию т. Кузнецова отнеслась со всей серьезностью. Дуся упорно и много училась, иногда даже отказывая себе в нормальном отдыхе. Благодаря своей напористости т. Кузнецова в сравнительно короткий срок стала хорошим радистом. За отличную боевую Ответственный редактор Д. подготовку и хорошую работу по оборудованию боевого поста, за примерное несение вахты она имеет 9 благодарностей. В койце прошлого года Дуся Кузнецова вступила кандидатом в члены ВКП(б). Как,,члеи бю­ ро комсомольской организации, сейчас ведет большую воспита­ тельную работу среди личного состава, особенно среди деву- шек-краснофлотцев. Она прово­ дит беседы, коллективные чит­ ки газет, оказывает большую помощь товарищам, отстающим по специальности. Поэтому т. Кузнецова пользуется боль­ шим авторитетом среди личного состава подразделения. /Нет сомнения, что кандидат в члены ВКП(б) т. Кузнецова свой авторитет, завоеванный у личного состава, закрепит. Честно, добросовестно будет справляться с задачами, постав­ ленными перед нами, девуш- ками-краснофлотцами, на благо любимой Родины. Комсорг Е . М ак урин з

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz