Залп. 1944, июль.
В ПОМОЩЬ А ГИ Т А ТО Р У К ДНЮ В О Е Н НО -М О Р С КО І'О ФЛО ТА НА СЕВЕРНЫХ МОРСКИХ КОММ УНИКАЦИЯХ Большинство грузов, посы лаемых союзниками в счёт поставок Советскому Союзу в годы Отечественной войны, про шло по морским путям Севера, по морским коммуникациям, охраняемых Северным флотом, через наши северные порты. Советское государство полу чило от союзников миллионы тонн грузов: многие тысячи самолётов и .танков, сотни ты сяч автомобилей, тысячи пушек, бронетранспортёров и миллионы снарядов, десятки кораблей, стратегическое сырье, промы шленное оборудование, продо вольствие. Пытаясь прервать паши мор ские коммуникации, немцы соз дали в Северной Норвегии свои базы надводных кораблей и подводных .лодок, специаль ные отряды воздушных сил. Весной 1942 года североморским летчикам, прикрывающим тран спорты союзников в нашей зоне, приходилось делать по 5—6 вылетов в день. Герой Советского Союза Бо рис Сафонов, имевший к тому времени на боевом счету 22 сби тых немецких самолёта, умело руководил этими операциями. 30 мая 1942 года он вместе с летчиками Орловым и Покров ским (ныне Герей Советского Союза) вылетел на прикрытие следовавшего к нам каравана. «Юнкерсы» напали на англий ские транспорты. Когда они начали входить в пике, их настигли наши истребители. Немцы пытались уйти на брею щем полёте, но советские ис требители, снизившись до 15 метров над уровнем моря, про- довжали вести атаки. Три «10н- керса» сбил в этом бою Борис Сафонов, по одному «ІОннер су» уничтожили Орлов с По кровским. Много воздушных боёв про вели над морем летчики-северо морцы. Прикрывая союзные транспорта, славпые сафоновцы спасли от вражеских авиабомб и торпед не один десяток кора блей с ценными грузами для СССР. Велики заслуги в конвоиро вании транспортов у наших североморских эсминцев. Доб лестные гвардейцы «Гремяще го» , экипаж краснознаменного «Куйбышева» и моряки других миноносцев Северного флота не раз сражались за доверенные им транспорты против немецкой авиации и подводных лодок и побеждали их. Однажды корабли были в море три дня на большом рас стоянии от наших баз, куда не могли долететь наши истреби тели. Всё это время вокруг каравана кружился немецкий разведчик. Он показывал место каравана своей авиации и под водным лодкам. Это было в период поляр ного дня, когда круглосуточные напряженные вахты очеиь утомительны. Налеты повторя лись каждые четыре часа. Врагом было сброшено 250 бомб, выпущено 14 торпед. Временами на корабли каравана и охранения пикировало около 70 бомбардировщиков, но коль цо заградительного огня было настолько плотным, что совет ские моряки не дали возмож ность прицельно бомбить. Нес колько немецких самолётов было сбито. Все транспорта благо получно были доставлены в порт. Атаки караванов союзников с воздуха не приносили немцам успеха. Тогда фашистское командование решило нанести удар своими главными морски ми силами. 5 июля 1942 года немецкие линкоры «Адмирал Тирииц», «Адмирал Шеер» нод охраной большого числа эсмин цев и самолетов вышлп на перехват союзного конвоя. Но этой попытке помешала северо морская подводная лодка «К— 21» (ныне Краснознаменная) Героя Советского Союза Н. А. Лунина. Прорвав охранение, Лунин торпедировал линкор j «Тирниц» и нанёс ему настоль ко серьёзные повреждения, что операция была сорвана. Немецкий линкор малым ходом и под усиленным охранением был отведён на базу. А союз ный конвой проследовал но назначению. В дальнейшем «Тирпиц» в базе подвергся атакам группы британских малых подводных лодок и массовым налётам бри танской авиации и был надолго выведен из строя. 26 декабря 1943 года гер манский линкор «Шарнгорст», вышедший для удара по ново му конвою, был встречен ан глийским отрядом кораблей ад мирала Фрезера и, после пре следования в трудных условиях полярной ііочи , был потоплен у мыса Нордкап. На океанских коммуникациях Севера морские и воздушные силы немцев потерпели полный крах, так и не сумев нарушить гигантского грузопотока, шед шего и продолжающего итти в северные порты СССР. Потерпели крах немцы и на своих ближних полярных ком муникациях в Северной Норве гии и Северной Финляндии, где нет железных дорог. Только две шоссейные дороги связыва ют Север Норвегии и Финлян дии с железнодорожной сетью. Обеспечение немецко-фашист ских войск в Заполярьи воору жением, боеприпасами, продо вольствием производится морем. В свои порты Варангер-фиорда немцы регулярно ведут карава ны кораблей с грузами. Удары североморцев по этим немецким караванам грозны и сокруши тельны. В зоне действия северомор ских подводных лодок и само летов немцы стали вынуждены сопровождать транспорты мно гочисленным охранением. Так, например, 12 октября 1943 года в районе Тани-фиор- да разведкой Северного флота были обнаружены три немецких больших транспорта, шедших под охраной двух миноносцев, двенадцати сторожевиков, пяти тральщиков и десяти „ стороже вых катеров, тс-есть всего два дцати девяти военных кораб лей. Над конвоем все время держались два «мессершмитта». Вот так напуганы немцы на Севере. Последовательными ударами североморской авиации один из трех транспортов этого кара вана был потоплен, а также один из кораблей охранения. Сбито 15 самолётов противника. В июне нынешнего года вер нулась из боевого похода одна из наших подлодок. Обнаружив многочисленный немецкий кон вой, командир этой подлодки мастерски вышел в атаку и по топил своими торпедами одно временно три корабля: стороже вик, транспорт и тральщик. Из четырех торпед три попали в цель. Приведём пример северомор ского комбинированного удара по фашистским кораблям. 2(5 июня наши разведчики обнару жили большой немецкий конвой, шедший в Киркенес — пять крупных транспортов, охраняв шихся двадцатью шестью бое выми кораблями. На разгром этого конвоя вылетели лётчики североморской авиации. На не мецкие корабли, на порт и во енные объекты было сброшено большое количество бомб круп ного калибра и сильного зажи гательного действия. Немцы по пытались отконвоировать уце левшие корабли из Кыркенеса, надеясь снасти их. Тогда севе роморцы совместным действи ем авиации, торпедиых катеров и артиллерии береговой оборо ны нанесли последний и реша ющий удар. В итоге всей этой операции, состоявшей из после довательных ударов нарастаю щей силы, потоплены семь транспортов водоизмещением в сорок тысяч тонн, танкер, два тральщика, два сторожевых ка тера и торпедный катер немцев Сильно повреждены транспорт и тральщик, подожжено два вражеских судна, в воздушном бою сбито 30 самолётов. Так громят врага северомор цы на четвертом году Отечес твенной войны. Можно привес ти много примеров, подтвер ждающих, что на океанских и ближних полярных коммуника циях германские морские и воз душные силы потерпели пора жение под непрерывным воз действием Северного флота и наших союзников. Северный флот, одержавший многие побе ды над врагом, надежно защи щает советские северные ком муникации, морские пути. Наша задача- усилить удары по немцам в Заполярья, помо гая наступающей Красной Ар мии приблизить час оконча тельной победы над немецко- фашистскими захватчиками. ВСЯ НАДЕЖДА БЫЛА НА ВИНТОВКУ На 15 мая 1944 г. Военно-Морской ф ло т имеет награжденных ^орденами Всего награждений . . . 54 644 | Всего награждено . . . 49 0 0 7 чел. Из числа награжденных имеют: 1 н а г р а д у .................................. 44 218 чел. 2 н а гр а ды .................................. 4 049 » 3 награды . ...................................632 4 и более наград . . . . . 1 0 8 То время тенері далеко, однако мно гое еще помнится Прибыл я в 1916 году ново бранцем в Красное Село. Для обучения, значит. Казарма. Муштра. Днем с винтовкой на плацу, вечером—зубрежка во енных чинов. Знать надо было, кого назвать господином, кого благородием, высокоблагородием пли превосходительством, ну и всякое такое, от чего голова кругом шла, а нользы ни на грош. О каких нибудь, там, минометах и понятия не имели. Ничего не было у царской армии для пехоты, кроме вин товки, а если и было, то. кан говорили офицеры, не нашего— новобранцев — ума дело. А воевать надо было. При был я hocj ^ школы в Крон штадт? Назігатолп меня в артил лерийский полк. Где бы пушку изучать, да стрелять из нее учиться, а тут онять муштра, да зубрежка чипов. То, что сам узнал, приглядываясь, да прислушиваясь к старым солда там, тем и жил. Так и не вы шел из меня в то время насто ящий артиллерист. И пришлось мне воевать в гражданскую пехотинцем. Тут тоже на первых порах много было неурядицы. А глав ное — плохая была связь. Где противник, где наши — никому не известно. Таким образом однажды мы и попали в пере плет. Вступили в местечко Печёры, под Псковом. Расположились на ночлег. Я на посту стоял. Сменился, лег отдохнуть, а тут вдруг кричат: — Вставай! Беляки наступа ют! Откуда думаю, беляки. Ведь говорили, что их и на десятки километров нет. Однако, разду мывать тут было некогда. Ме шок, шинельку на себя, и на улицу бегом. Выбежали мы за околицу, глядим: два бронепоезда, из вагонов белые сыплются в лощинку. В обход, значит. И Рассказ участника трех воіін П. М. ОСИПОВА. Но им пе человек их до пол тысячи, а пас—рота, чуть больше сотни, мы нужны были, а обоз с обмундированием, что был при нас. Ну, тут, конечно, мы — обоз спасать. Об обороне и ду мать нечего. Одни винтовки против двух бронепоездов — не оружие. Был, правда, у нас еще пулемет, да от него беды больше, чем пользы. Чуть что — не действует. Отступили. А потом соедини лись еще с двумя своими ро тами и тут уж никакие бро непоезда не спасли белогвардей цев. Штыковой атакой опроки нули их, погнали. Остатки бе ляков спаслись тем, что удрали по льду Чудского озера в Эс тонию. Пришлось мпе принять учас тие и в этой войне. На защи те Ленинграда я был вначале. Тяяселое время пережил. Мало было у нас опыта, да и недоста ток в технике ощущался. Гос- нодствовали немцы па земле и в воздухе. Но прошло то время. Теперь наша техника и наши люди берут верх. А немцы... Да вот запомнился мне один случай: Зашли мы как-то в отбитый у немцев блиндаж и увидели тут, можно сказать, нутро хва леной немецкой армии. В блин даже лапти из веревок, мочалы, башмаки из соломы. А рядом громадные, чуть не в полроста человека, снаряды. Но не помо гли босым немцам снаряды. Теперь немцам еще хуже стало. Им победы, как своих ушей, не видать. Красная Ар мия научилась бить и умело бьет немцев. Гнев народный— лучшее оружие. У меня два сына погибли на фронте. В этом я обвиняю нем цев, и никогда им этого не прощу. Несмотря на свои лета,- горжусь, что служу в Красной Армии и вношу свой вклад в наше общее дело победы над презренными гитлеровцами. Напористостью добиваются хороших знаний Дуся Кузнецова до войны ра ботала бухгалтером в одном из отделений госбанка. Она не имела никакого представления о военной службе. Но когда услышала по радио, что на нашу Родину вероломно напал враг, у Дуси появилось желание защищать Отчизну в рядах Военно-Морского флота. Вскоре комсомолка Дуся Куз нецова была в одной из частей Северного флота. Своей воен ной специальностью она из брала специальность радиста. В части ей пришлось мпого работать над собой, чтобы в со вершенстве изучить радиосвязь. Специальность радиста трудная специальность, но к ее изуче нию т. Кузнецова отнеслась со всей серьезностью. Дуся упорно и много училась, иногда даже отказывая себе в нормальном отдыхе. Благодаря своей напористости т. Кузнецова в сравнительно короткий срок стала хорошим радистом. За отличную боевую Ответственный редактор Д. подготовку и хорошую работу по оборудованию боевого поста, за примерное несение вахты она имеет 9 благодарностей. В койце прошлого года Дуся Кузнецова вступила кандидатом в члены ВКП(б). Как,,члеи бю ро комсомольской организации, сейчас ведет большую воспита тельную работу среди личного состава, особенно среди деву- шек-краснофлотцев. Она прово дит беседы, коллективные чит ки газет, оказывает большую помощь товарищам, отстающим по специальности. Поэтому т. Кузнецова пользуется боль шим авторитетом среди личного состава подразделения. /Нет сомнения, что кандидат в члены ВКП(б) т. Кузнецова свой авторитет, завоеванный у личного состава, закрепит. Честно, добросовестно будет справляться с задачами, постав ленными перед нами, девуш- ками-краснофлотцами, на благо любимой Родины. Комсорг Е . М ак урин з
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz