Залп. 1943, февраль.

Смерть немецким оккупантам! 18 февраля 1943 г. Ч Е Т В Е Р Г № 1 3 ъссил Красноф лотская газета П р о ч'т и и передай товарищу В последний час Наши войска заняли Харьков 1(5 феврали наши войска после решительного штурма, перешедшего потом в ожесточенные уличные бои, овладели городом Х ар ь ко вом , В боях за Харьков маши войска разгромили немецкий корпус «СС» в составе двух танковых дивизий «Адольф Гит­ лер» и «Райх» и мотодивизию «Великая Германия», а также ряд немецких пехотных дивизий и специальных частей. Операция по освобождению Харькова а разгрому против­ ника в этом районе осуществлена силами группы войск иод командованием генерал-полковника тов. Голикова Ф . И. В боях за Харьков отличились соединения гонерал-дейте- нанта тов. Москаленко К. С., генерал-лейтенанта тов. Ры ­ балко П. С., генерал-лейтенанта тов. Казакова М. И. и генерал-майора тов. Соколова С. В. Первыми ворвались в Харьков части генерал-майора тов. Зайцева Г. М., полковника Костицына А. С., генерал- майора тов. Мортиросяна С. С. С о в и н ф о р м б ю р о . Наши войска заняли города Славянск, Ровеньки, Свердловск, Богодухов, Змиев, Грайворон 1) 17 февраля на Украине наши войска в результате упорных боев овладели городом и железнодорожным узлом Славянском , а также заняли города Ровеньки , Сверд­ ловск, Богодухов, Змиев. 2J Б Курской области наши войска, продолжая разви­ вать наступление, заняли город Грайворон. Со винформбюро . ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО Вечернее сообщение 17 февраля 17 февраля на Украине на- ш і войска в результате уиор- ных боев овладели городом и железнодорожным узлом Сла­ вянском , а также заняли города Ровеньки , Сверд­ ловск, Богодухов, Змиев, районные центры Алексеевс- кое, Славяносербск. В Курской области наши войска, продолжая наступле­ ние, заняли город Грайворон. На других участках фронта наши войска вели бои на преж­ них направлениях. * * * Западнее Харькова наши войска продолжали успешное наступление и наносили удары по остаткам раздробленных немецких частей. Энское соеди­ нение за 3 дня боев уничто­ жило 70 немецких танков, 11 самоходных орудий, много транспортеров и автомашин. Бойцы одной нашей части за­ хватили самолет, 7 танков, 16 аэросаней и несколько десятков автомашин. Путь отступления гитлеровцев усеян трупами вра­ жеских солдат и офицеров, а также брошенным немцами тя­ желым и. легким оружием. * * * Юго-западнее Ворошиловгра­ да паши войска вели успешное наступление. Противник ока­ зывает отчаянное сопротивле­ ние, однако бои неизменно за­ канчиваются победой наших войск. Части энского соедине­ ния, продвигаясь вперед, заня­ ли 11 населенных пунктов и уничтожили до 2.000 немецких солдат и офицеров. Взято мно­ го пленных. Уничтожено 23 танка, 18 орудий, из них 2 самоходных, 30 пулеметов, 28 минометов и 5 бронемашин. Захвачены 12 орудий, 2 танка, 46 пулеметов, 28 автомашин, штабной автобус и другие тро- В районе Краматорская наши бойцы в результате упорных боев с мотопехотой и«танками противника истребили свыше батальона гитлеровцев и завя­ ли 3 крупных населенных пункта. Захвачены пленные. На другом участке нашими гвардейцами захвачено у про­ тивника 78 самолетов, 17 мо­ торов, 20 орудий, 1.300 винто­ вок, 50.000 патронов, 8 раз­ ных складов и 2 элеватора с зерном. * # #■ В районе Грайворон наши войска продвигались вперед. Особенно упорные бои проис­ ходили за один крупный насе­ ленный пункт. Противник здесь неоднократно переходил в контр­ атаки. Наши бойцы измотали гитлеровцев, а потом решитель­ ной атакой, закончившейся рукопашной схваткой, выбили немцев из этого опорного пункта. Истреблено более 400 вражеских солдат и офицеров. * * * Западнее Фатежа наши войс­ ка, переправившись через вод­ ный рубеж, ворвались в круп­ ный населенный пункт и пос­ ле упорных боев овладели им. Подбито и сожжено 8 немец­ ких танков и истреблено более 2 рот гитлеровцев. # * * і Севернее Курска наши войска продолжали наступление и за­ няли ряд населенных пунктов. Продолжение см. на 2-й стр. Здравствуй, ХарЬков! Здравствуй, городнебоскребов! Город славы и величье! Мы вошли в тебя сегодня Не походкою девичьей, Н й с веселою припевкой, Не в шелках, не в коверкоте, Со штыкомпришли, с гранатой— С тем, что придано пехоте. По асфальту стройных улиц Мы идем, гремя оружьем, Н вещают о победе Наши звезды, наши ружья. Расскажи нам, гордый Харьков, Сколько слез ты пролил за год? Сколько на землю ты сбросил По садам незрелых ягод? На тебе, как на герое, Видим мы живые раны. Дымом пороха окутан Ты, как утренним туманом. Но, пройдет одна неделя, А за ней пройдет другая, Заживешь ты полно! жизнью, Зазвенишь, загромыхаешь. Так цвети же, город славы, Ты, во всей красе и силе! Тот, кто жизиь твою поганил— Тот низвергнут, тот в когиле! Навел ЛЫСКОВ. Советы начинающему морзисту Боец Калинин стал отличником В начале своей службы в нашей части краснофлотец Ка­ линин несерьезно относился к изучению боевой техники и да­ же допускал нарушения воин­ ской дисциплины. Это был, по­ жалуй, единственный в расчете боец, который тянул назад все отделение. Командир отделения т. Кулай сначала ограничивал­ ся по отношению т. Калинина замечаниями. Но эта форма вос­ питания оказалась малодейст­ венной. Тогда командир отделе­ ния нашел новые приемы воз­ действия. Однажды т. Кулай собрал все отделение, рассказал красно­ флотцам почему отделение сто­ ит не на нервом месте. Одной из главных причин он указал на недостатки краснофлотца т. Калинина. Бойцы горяче поддержали своего командира и тут же осу­ дили поведение недисциплини­ рованного краснофлотца, потре­ бовав от него исправления. С тех пор т. Калинин стад заметно подтягиваться и серь­ езнее взялся за овладение сво­ ей специальностью. Вскоре он добился хороших- результатов. Видя это т. Кулай начал пору­ чать Калинину заниматься с другими краснофлотцами. Вы­ полняя задания командира, он стал еще больше работать над собой и вместе с этим оказывать значительную помощь товари­ щам. В результате всего этого от­ деление заняло одно из первых мест по боевой подготовке и не имеет нарушений дисципли­ ны. Пример ревностной борьбы краснофлотцев отделения т. КулайНза первое место в части является поучительным для всех краснофлотцев. В. Козулин. Обучение азбуке Морзе сла­ гается из приема и передачи. Ведется оно акустическим, све­ товым, предметным и другими средствами. При любом средст­ ве передачи основным требова­ нием является ритмичность,, то- есть передача от начала до кон­ ца ведется в одном темпе, без изменения длины знаков и про­ межутков между ними. Буквы и цифры состоят из отдельных элементов передачи —точек и тире (см. азбуку Морзе). При этом необходимо соблюдать следующие правила: 1. Продолжительность одного тире должна быть в три раза больше продолжительности од­ ной точки. 2. Промежуток во времени между элементами передачи в одной и той же букве должен равняться времени передачи точки. 3. Промежуток во времени между каждым знаком (буквой) должен равняться трем точкам. 4. Промежуток по времени между каждым словом должен равняться пяти точкам. При обучении передачи на ключе особенно необходимы вы­ держка и терпение. Посадка за ключем . Посадка за ключем требует такого положения руки, при ко­ тором была бы возможна про­ должительная работа на ключе. Ключ устанавливается в таком положении, чтобы рука, согну­ тая в локте, являлась как бы продолжением ключа и находи­ лась павесу, пи на что не опи­ ралась. Головку ключа надо обхва­ тывать тремя пальцами (сред­ ний, большой, указательный). Согнутый указательный J.палец ставится на головку ключа бли­ же к противоположному от се­ бя краю. Большой палец своей подушечкой слегка прижимается к головке ключа с левой сторо­ ны. Средний согнутый палец слегка прижат к головке клю­ ча изгибом, между ^первым и вторым суставами. При нажатии ключа должна опусматься кисть руки, а ло­ коть остается неподвижным. Нажимать ключ надо четко, отрывисто. Азбука Л\орзе А • - Р • Б - - - . С - В ----------- т - г _ — . У - д - - - ф - Е - X - ж . . . - 3 — — - - ц - II N ■ • 1 — ш - К - - - Щ - Л - - - - ю - М ------- Я - Н - - ы - 0 ------------- й - В ----------- --- ь - 1 2 3 4 5 6 7 I 9 О Регулировка ключа. Регулировка ключа заклю­ чается в изменении натяжения пружины и размаха ключа. Ключ регулируется в отдель­ ности каждым для своей руки. В начале обучения размах клю­ ча делается большим, а в даль­ нейшем постепенносокращается. Работу на ключе надо начи­ нать с отработки тире. Обычно, тире на первых занятиях бы­ вает длинным, но это не беда. В порядке тренировки оно со­ кратится, дойдя до нормальной величины. После беспрерывного выби­ вания тире полезно сочетать тире, образуя какую-нибудь букву. Передачу точек надо на­ чинать после тире в такой же последовательности. В начале обучения работать малой ско­ ростью, добиваясь четкости в работе н автоматизма в движе­ нии руки. Скорость отрабаты­ вать после того, как будет от­ работана четкость. Оборудование класса. Помещение, где проводятся занятия по обучению азбуке Морзе на свет (клотиком), дод- жно быть таким, чтобы его ос­ вещение не было сильнее, чем свет лампочки, по которой про­ изводится обучение. Обучающи­ еся должны 'сесть так, чтобы свет не падал им прямо в гла­ за, но так, чтобы они ясно,;ви­ дели горение лампочки. Во вре­ мя тренировок по приему Морзе на свет, принимающий записей не производит, а все, что чи­ тает, произносит вслух. В заключение даю короткую памятку по передаче на ключе. 1. Не работать всей рукой, а только кистью. 2. Опускать и поднимать кисть руки энергично. 3. Не раскачивать ключ впра­ во и влево. 4. .Не^сжимать пальцами го­ ловку ключа, но и не отрывать пальцев^от нее. 5. Не разрывать передачу одной буквы^на отдельные эле­ менты. 6. Точно соблюдать проме­ жутки между’элементами, знака­ ми и группами. 7. Никогда не торопиться при передаче, а работать толь­ ко с нормальной для себя ско­ ростью. А. Куцой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz