Вымпел: краснофлотская газета. 1945 г. Сентябрь.
2 В Ы М П Е Л 9 сентября 1945 годя, Na 43 НАШ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ВЫХОД РУССКИХ К БЕРЕГАМ ОХОТСКОГО МОРЯ На стадионе „Динамо” в Ереване. Гимнастическое упражнение физкультурниц. Учесть недостатки прошлого похода Сразу, ка к только личному составу стал известен приказ командования и обращение по литотдела о предстоящем похо де, комсомольские организа ции корабля начали работу по подготовке членов ВЛКСМ и несоюзной молодежи к отлично му решению учебно - боевых задач. Комсомольский актив расска зывал личному составу о необ ходимости со всей ответствен ностью вмподнять свои обязан ности, т. к. ночной поход требует исключительной слаженности и четкости в действиях боевых постов. Особое внимание обра щалось на бдительность наблю дения, в связи с наличием в морс плавающих мин. Активное участие приняли ком сомольцы и в выпуске боевых листков, в которых разменя лась цель похода и рассказы валось о недостатках, вскрыв шихся в прошлых учениях с тем, чтобы не повторить их те перь. Во время похода в подразде лениях, где комсоргами тт. Бо гомолов, Харламов, проводились читки материалов о десантных операциях в районе Диинаха- мари и Новороссийска, проведен ных в годы Отечественной вой ны. Это особенно подчеркивало важность проводимых учений. У ченпя получили положи тельную оценку командования. Можно смело сказать, что боль шую роль в достижении успе ха сыграли и комсомольцы па- шего корабля, се всей серьез- Сейчас, когда у каждого из] молодых краснофлотцев за пле чами большое количество похо дов, нередко можно слышать от нпх такие разговоры; — Нам еще многое надо уз нать. Но то, что мы получили за время летних учений позво ляет уже исправно нести служ бу на корабле. Это верно. Скажу о себе. Я ее умел вести наблюдение в ночное время, не умел докла дывать о замеченном в своем секторе. Меня научили этому. ностью решавшие задачи похо да па своих боевых постах. Однако, нашлись и такие ком сомольцы, которые не прояви ли должных боевых качеств. Молодой краснофлотец комсомо лец Поклонцев дремал во время несения вахты. Такое отноше ние к службе у Поклонцева не случайно. За шесть ме сяцев службы на ко рабле, Поклонцев зарекомендо вал себя исключительно раз болтанным краснофлотцем. Но строевой линии он имеет це лый ряд взысканий. Комсомоль ской организации (комсорг т. Мнгуля) необходимо обратить особое внимание на Ноклопце- ва и призвать его к порядку. ІІСЛІ ■зя допускать,чтобы и впредь он накладывал пятно на всех комсомольцев подразделения. Несерьезно вели себя на бое вом посту также комсомольцы Штырлов и Рой. Но ни комму нисты, ни комсомольцы не одер нули их. Подобное невмеша тельство особенно нетерпимо в походе, когда решаются ответ ственные задачи. Целый ряд недостатков было замечено также в комсомольских организациях, где комсоргами Ивашков и Сандетский. Готовясь к новым учениям, надо серьезно обсудить резуль таты этого похода с тем, чтобы в дальнейшем каждый комсомо лец показывал пример выполне ния своего воинского долга. Главный старшина А. Агеев. 1Мне помогли усвоить материаль ную часть, и теперь я не теря юсь, выполняя свои обязанности у орудия. Большую помощь мне и дру гим молодым краснофлотцам ока зывают тт. Иоселиани, Карама- рин и другие. Пройдет еще немного време ни и мы сможем заменить ста рослужащих. Это будет лучшим, показателем нашего серьезного отношения к несению службы. Краснофлотец Л. Петухов. Выход русских к берегам Охотского моря и основание по селений относится к первой поло вине семнадцатого столетия.Пер вым появился в 1639 году на по бережье Охотского моря отряд русских казаков Ивана Москви- тнна, который основал зимовье в районе устья реки Улья.Продол жай продвигаться дальше по по бережью, участники отряда Мо- сквнтина через два года достиг ли Тауйской губы на востоке,а на юге вышли к реке Уда, где также заложили русское зимовье. В 1G45 году от устья Амура и до реки Ульи морем пришел Ва силий Поярков. В 1646 году от ряд казаков под командой Семена Шелковникова достиг устья реки Охота. Другие отряды знакоми лись с охотским побережьем па севере. Так известный мореход Михаил Стадухин в 1647 году, начав путь от устья Колымы и преодолев огромный путь на лы жах и партах, вышел к жобе- режыо Охотекого моря в районе реки Пеижины. Его отряд достиг Гижигы, Тауи и реки Охоіа.Та ким образом, в течение коротко го времени русские . побывали почти во всех районах северно го, западного и южного побе режья Охотского моря. ОХОТСКИЙ ПОРТ Город и порт Охотск располо жен на западном побережье Охотского моря и назван именем реки Охота, близ устья которой он находится. В начале сороковых годов семнадцатого столетия из Я кут ска к океану был послан казак Степан Шелковниковс отрядом в 40 служивых. На пути к Охот скому морю Шелковников встре тил Пояркова, возвращавшегося в Якутск. Пополнив свой отряд участниками экспедиции Поярко ва, Шелковников в 1646 году вышел к Охотскому морю и в конце июня того же года осно вал в устье реки Охота неболь шое ясачное зимовье, которому суждено было стать городом и портом Охотск. В 1649 году па месте этого зимовья был построен неболь шой деревянный о с тр ож е к-- крепость, который просущество вал более 15 лет. В 1665 году он был перенесен в другой рай он, обнесен высоким тыном и окружен земляным валом. А в 1688 году острожек перенесли на прежнее место. Стены кре пости были длиной 35 и высо той 5 сажен. Острожек имел две деревянных башни. Тогда же были завезены первые п уш ки. Как порт, Охотск стал выде ляться только в начале восем надцатого столетия, когда Петр Первый издал указ об „оты ска нии морского пути из Охотска на Камчатку'4. В 1714 году по указу Петра посланы были из Петербурга в Охотск 4 архан гельских мврехода: Кондрат Машков, Никифор Треске, Бу шин и Невейцын, несколько Майор И. ТАРАСЕНКЙ матросов и “корабельных плот ников. Установщиком при пост ройке судов назначен был опыт ный плотник Кирилл Плотниц кий, его помощниками — Иван Каргополов и Варфоломей Федо ров. Охотск стал превращаться в единственный центр на побе режье Великого океана, где строились мореходные суда. 1715 году в Охотске было сооружено первое судно ,Д о - дия“ , на котором Треске и. ка зак Соколов совершили первое плавание к берегам Камчатки и обратно. В Охотске строились суда для экспедиции поднови и ка Ельчнна, которая вошла it историю под названием ..Боль шого камчатского наряда* \ Большим событием в жизни Охотска является пребывание там Беринга. В 1727 году в Охотске было спущено на воду судно Фортуна11, на котором первая экспедиция Беринга со вершала плавание из Охотска к Болыперецку (Камчатка), в 1729 году —■ 2 бота „Восточ ный Гавриил1' и „Лев11 для экспедиции Шестакова. Веринг предложил едел а п Охотск портом. На должность начальника охотского порта был назначен Скорняков-Писарев, бывший капитан-поручнк лейб- гвардейского Преображенского полка, затем преподаватель, а позже начальник морской Академии. В 1732 году по указанию Адмиралтейства были посланы в Якутск, а затем в Охотск 3 штурмана: Бпрев, Хитров и Де ментьев, 6 матросов и мастер ластовых судов Рогачев. На их долю выпала честь быть первы ми строителями порта и судов. Они готовили и кадры морехо дов. В 1736 году в Охотск при был капитан Шпанберг, а в следующем - снова Беринг, которому было поручено руко водство постройкой судов пор та. Город был расположен на кошке, образовавшейся от нано сов в устье рек Охоты и Кух- туя. В Охотске была создана на вигационная школа и школа толмачей (переводчиков) япон ского и китайского языка: В июне 1740 года были спуще ны на воду исторические с у д а - пакетботы „Св . Петр14 и ’ „Св. Павел11, на которых Беринг и Чириков совершили в 1741 го ду путешествие к западным берегам Северной Америки, в честь которых назван город Петропавловск-па-Камчатке. После экспедиции Беринга и многих других Охотск начал приобретать исключительную важность, ка к главный «орт 'и база русских на Тихом океане. На охотских верфях расши рялось судостроение: Так до конца ХѴШ столетня здесь би ло построено свыше 50 различ ных судов, причем не толь ко суда с легким и средним вооружением, по и бриги, b Охотске создавалась Охотская флотилия, положившая начали Тихоокеанскому флоту. Датой ее зарождения надо считать 1799 год, когда был издан об этом указ Адмиралтейства. Этим лее указом был назначен штат флотилии. В Охотск было на правлено 88 военных моряков во главе с начальником флоти лии, Приказано было содержать в флотилии: 3 фрегата, воору женных 36 п 44 пушками, и 3 малых судна. Первым коман диром флотилии был назначен капитан-лейтенант Бухарин, а командиром порта (1801 г . )— контр-адмирал Фомин. В 1810 году в состав Охот ской флотилии был включен первый военный корабль Бал тийского флота шлюп „Диана11, на котором Василий Михайло вич Головнин совершил круго светное плавание. 13 сентября 1845 года прибыл из Крон штадта транспорт „И р тыш 1', а через четыре года —• транспорт „Б ай кал1 \ на котором Невель ский совершил кругосветной плавание, произвел исследова ние устья Амура в открыл Та тарский пролив. Еще в 1830 году в Охотске была создана первая морская библиотека на Тихом океане, которую в 1872 году перевезли во Владивосток. В 1.857 году в Охотске было основано штур манское училище на 30 учени ков. В половине прошлого столе тия порт из Охотска был пере веден в ІІетроиавловск-на-Кам- чатке. Указ сената об этой состоялся 3 декабря 1849 го да, Фактический же перевод порта и всех учреждений на чался только в июне 1850 го да и закончился 11 сентября 1852 года. Вместе с портом бы ла переведена, и Охотская флог тилия, которая состояла из И судов (бриг „ К у р и л 11, „Охотск11, транспорт „Б а й к а л ", „И р тыш 1*, 4 бота, тендер „Камчадал1 ’ а другие). В июне 1946 года Охотску исполнится 300 лет. Это боль шое 'событие для военно-мор скою флота. Ведь с историей Охотска связаны славные дела и подвиги первых русских мо ряков на Тихом океане, зарож дение и развитие судостроения, мореплавания и флота. Ответственный редактор Г. НЕКРАСОВ Многому научились ГМ 204896 Заказ № 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz