Вымпел: краснофлотская газета. 1945 г. Сентябрь.

2 В Ы М П Е Л 9 сентября 1945 годя, Na 43 НАШ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ВЫХОД РУССКИХ К БЕРЕГАМ ОХОТСКОГО МОРЯ На стадионе „Динамо” в Ереване. Гимнастическое упражнение физкультурниц. Учесть недостатки прошлого похода Сразу, ка к только личному составу стал известен приказ командования и обращение по­ литотдела о предстоящем похо­ де, комсомольские организа­ ции корабля начали работу по подготовке членов ВЛКСМ и несоюзной молодежи к отлично­ му решению учебно - боевых задач. Комсомольский актив расска­ зывал личному составу о необ­ ходимости со всей ответствен­ ностью вмподнять свои обязан­ ности, т. к. ночной поход требует исключительной слаженности и четкости в действиях боевых постов. Особое внимание обра­ щалось на бдительность наблю­ дения, в связи с наличием в морс плавающих мин. Активное участие приняли ком­ сомольцы и в выпуске боевых листков, в которых разменя­ лась цель похода и рассказы­ валось о недостатках, вскрыв­ шихся в прошлых учениях с тем, чтобы не повторить их те­ перь. Во время похода в подразде­ лениях, где комсоргами тт. Бо­ гомолов, Харламов, проводились читки материалов о десантных операциях в районе Диинаха- мари и Новороссийска, проведен­ ных в годы Отечественной вой­ ны. Это особенно подчеркивало важность проводимых учений. У ченпя получили положи­ тельную оценку командования. Можно смело сказать, что боль­ шую роль в достижении успе­ ха сыграли и комсомольцы па- шего корабля, се всей серьез- Сейчас, когда у каждого из] молодых краснофлотцев за пле­ чами большое количество похо­ дов, нередко можно слышать от нпх такие разговоры; — Нам еще многое надо уз­ нать. Но то, что мы получили за время летних учений позво­ ляет уже исправно нести служ­ бу на корабле. Это верно. Скажу о себе. Я ее умел вести наблюдение в ночное время, не умел докла­ дывать о замеченном в своем секторе. Меня научили этому. ностью решавшие задачи похо­ да па своих боевых постах. Однако, нашлись и такие ком­ сомольцы, которые не прояви­ ли должных боевых качеств. Молодой краснофлотец комсомо­ лец Поклонцев дремал во время несения вахты. Такое отноше­ ние к службе у Поклонцева не случайно. За шесть ме­ сяцев службы на ко ­ рабле, Поклонцев зарекомендо­ вал себя исключительно раз­ болтанным краснофлотцем. Но строевой линии он имеет це­ лый ряд взысканий. Комсомоль­ ской организации (комсорг т. Мнгуля) необходимо обратить особое внимание на Ноклопце- ва и призвать его к порядку. ІІСЛІ ■зя допускать,чтобы и впредь он накладывал пятно на всех комсомольцев подразделения. Несерьезно вели себя на бое­ вом посту также комсомольцы Штырлов и Рой. Но ни комму­ нисты, ни комсомольцы не одер­ нули их. Подобное невмеша­ тельство особенно нетерпимо в походе, когда решаются ответ­ ственные задачи. Целый ряд недостатков было замечено также в комсомольских организациях, где комсоргами Ивашков и Сандетский. Готовясь к новым учениям, надо серьезно обсудить резуль­ таты этого похода с тем, чтобы в дальнейшем каждый комсомо­ лец показывал пример выполне­ ния своего воинского долга. Главный старшина А. Агеев. 1Мне помогли усвоить материаль­ ную часть, и теперь я не теря­ юсь, выполняя свои обязанности у орудия. Большую помощь мне и дру­ гим молодым краснофлотцам ока­ зывают тт. Иоселиани, Карама- рин и другие. Пройдет еще немного време­ ни и мы сможем заменить ста­ рослужащих. Это будет лучшим, показателем нашего серьезного отношения к несению службы. Краснофлотец Л. Петухов. Выход русских к берегам Охотского моря и основание по­ селений относится к первой поло­ вине семнадцатого столетия.Пер­ вым появился в 1639 году на по­ бережье Охотского моря отряд русских казаков Ивана Москви- тнна, который основал зимовье в районе устья реки Улья.Продол­ жай продвигаться дальше по по­ бережью, участники отряда Мо- сквнтина через два года достиг­ ли Тауйской губы на востоке,а на юге вышли к реке Уда, где также заложили русское зимовье. В 1G45 году от устья Амура и до реки Ульи морем пришел Ва­ силий Поярков. В 1646 году от­ ряд казаков под командой Семена Шелковникова достиг устья реки Охота. Другие отряды знакоми­ лись с охотским побережьем па севере. Так известный мореход Михаил Стадухин в 1647 году, начав путь от устья Колымы и преодолев огромный путь на лы­ жах и партах, вышел к жобе- режыо Охотекого моря в районе реки Пеижины. Его отряд достиг Гижигы, Тауи и реки Охоіа.Та­ ким образом, в течение коротко­ го времени русские . побывали почти во всех районах северно­ го, западного и южного побе­ режья Охотского моря. ОХОТСКИЙ ПОРТ Город и порт Охотск располо­ жен на западном побережье Охотского моря и назван именем реки Охота, близ устья которой он находится. В начале сороковых годов семнадцатого столетия из Я кут­ ска к океану был послан казак Степан Шелковниковс отрядом в 40 служивых. На пути к Охот­ скому морю Шелковников встре­ тил Пояркова, возвращавшегося в Якутск. Пополнив свой отряд участниками экспедиции Поярко­ ва, Шелковников в 1646 году вышел к Охотскому морю и в конце июня того же года осно­ вал в устье реки Охота неболь­ шое ясачное зимовье, которому суждено было стать городом и портом Охотск. В 1649 году па месте этого зимовья был построен неболь­ шой деревянный о с тр ож е к-- крепость, который просущество­ вал более 15 лет. В 1665 году он был перенесен в другой рай­ он, обнесен высоким тыном и окружен земляным валом. А в 1688 году острожек перенесли на прежнее место. Стены кре­ пости были длиной 35 и высо­ той 5 сажен. Острожек имел две деревянных башни. Тогда же были завезены первые п уш ­ ки. Как порт, Охотск стал выде­ ляться только в начале восем­ надцатого столетия, когда Петр Первый издал указ об „оты ска ­ нии морского пути из Охотска на Камчатку'4. В 1714 году по указу Петра посланы были из Петербурга в Охотск 4 архан­ гельских мврехода: Кондрат Машков, Никифор Треске, Бу­ шин и Невейцын, несколько Майор И. ТАРАСЕНКЙ матросов и “корабельных плот­ ников. Установщиком при пост­ ройке судов назначен был опыт­ ный плотник Кирилл Плотниц­ кий, его помощниками — Иван Каргополов и Варфоломей Федо­ ров. Охотск стал превращаться в единственный центр на побе­ режье Великого океана, где строились мореходные суда. 1715 году в Охотске было сооружено первое судно ,Д о - дия“ , на котором Треске и. ка­ зак Соколов совершили первое плавание к берегам Камчатки и обратно. В Охотске строились суда для экспедиции поднови и ка Ельчнна, которая вошла it историю под названием ..Боль­ шого камчатского наряда* \ Большим событием в жизни Охотска является пребывание там Беринга. В 1727 году в Охотске было спущено на воду судно Фортуна11, на котором первая экспедиция Беринга со­ вершала плавание из Охотска к Болыперецку (Камчатка), в 1729 году —■ 2 бота „Восточ­ ный Гавриил1' и „Лев11 для экспедиции Шестакова. Веринг предложил едел а п Охотск портом. На должность начальника охотского порта был назначен Скорняков-Писарев, бывший капитан-поручнк лейб- гвардейского Преображенского полка, затем преподаватель, а позже начальник морской Академии. В 1732 году по указанию Адмиралтейства были посланы в Якутск, а затем в Охотск 3 штурмана: Бпрев, Хитров и Де­ ментьев, 6 матросов и мастер ластовых судов Рогачев. На их долю выпала честь быть первы­ ми строителями порта и судов. Они готовили и кадры морехо­ дов. В 1736 году в Охотск при­ был капитан Шпанберг, а в следующем - снова Беринг, которому было поручено руко­ водство постройкой судов пор­ та. Город был расположен на кошке, образовавшейся от нано­ сов в устье рек Охоты и Кух- туя. В Охотске была создана на­ вигационная школа и школа толмачей (переводчиков) япон­ ского и китайского языка: В июне 1740 года были спуще­ ны на воду исторические с у д а - пакетботы „Св . Петр14 и ’ „Св. Павел11, на которых Беринг и Чириков совершили в 1741 го ­ ду путешествие к западным берегам Северной Америки, в честь которых назван город Петропавловск-па-Камчатке. После экспедиции Беринга и многих других Охотск начал приобретать исключительную важность, ка к главный «орт 'и база русских на Тихом океане. На охотских верфях расши­ рялось судостроение: Так до конца ХѴШ столетня здесь би ­ ло построено свыше 50 различ­ ных судов, причем не толь­ ко суда с легким и средним вооружением, по и бриги, b Охотске создавалась Охотская флотилия, положившая начали Тихоокеанскому флоту. Датой ее зарождения надо считать 1799 год, когда был издан об этом указ Адмиралтейства. Этим лее указом был назначен штат флотилии. В Охотск было на­ правлено 88 военных моряков во главе с начальником флоти­ лии, Приказано было содержать в флотилии: 3 фрегата, воору­ женных 36 п 44 пушками, и 3 малых судна. Первым коман­ диром флотилии был назначен капитан-лейтенант Бухарин, а командиром порта (1801 г . )— контр-адмирал Фомин. В 1810 году в состав Охот­ ской флотилии был включен первый военный корабль Бал­ тийского флота шлюп „Диана11, на котором Василий Михайло­ вич Головнин совершил круго­ светное плавание. 13 сентября 1845 года прибыл из Крон­ штадта транспорт „И р тыш 1', а через четыре года —• транспорт „Б ай кал1 \ на котором Невель­ ский совершил кругосветной плавание, произвел исследова­ ние устья Амура в открыл Та­ тарский пролив. Еще в 1830 году в Охотске была создана первая морская библиотека на Тихом океане, которую в 1872 году перевезли во Владивосток. В 1.857 году в Охотске было основано штур­ манское училище на 30 учени­ ков. В половине прошлого столе­ тия порт из Охотска был пере­ веден в ІІетроиавловск-на-Кам- чатке. Указ сената об этой состоялся 3 декабря 1849 го­ да, Фактический же перевод порта и всех учреждений на­ чался только в июне 1850 го­ да и закончился 11 сентября 1852 года. Вместе с портом бы­ ла переведена, и Охотская флог тилия, которая состояла из И судов (бриг „ К у р и л 11, „Охотск11, транспорт „Б а й к а л ", „И р тыш 1*, 4 бота, тендер „Камчадал1 ’ а другие). В июне 1946 года Охотску исполнится 300 лет. Это боль­ шое 'событие для военно-мор­ скою флота. Ведь с историей Охотска связаны славные дела и подвиги первых русских мо­ ряков на Тихом океане, зарож­ дение и развитие судостроения, мореплавания и флота. Ответственный редактор Г. НЕКРАСОВ Многому научились ГМ 204896 Заказ № 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz