Вымпел: краснофлотская газета. 1945 г. Ноябрь.

В Ы М П Е Л 19 ноября 1945 года № 8 7 Рост и совершенствование моряков Северного флота После четырехлетие,!! напряжен­ ной войны на просторах ссвер- ных морей паши корабли снопа заняты боевой подготовкой. Оглядываясь на пройденный флотом путь, осмысли пая опыт морских сражений, выигранных кораблями и частями Северного флота, неизменно приходишь к выводу, что сила флота, его бое­ вая мощь зиждятся па людях, беззаветно преданных нашей Родине, мужественных и дисци­ плинированных, в совершенстве владеющих своим оружием, умею­ щих правил),но использовать его в бою. Отечественная война бы­ ла для североморцев великолеп­ ной школой. Они .держали на войне испытание на аттестат военно-морской зрелости. Повсе­ дневно оттачивая воинское ма­ стерство, в боях приобретал не­ обходимый опыт, краснофлотцы, старшины п офицеры флота по­ дымались на новые высоты бое­ вого совершенства. Северный флот непрерывно наносил сок­ рушающие удары по врагу на море, на суше и в воздухе, до конца выполнив свой долг перед Родиной. Бойна кончилась. По значит ли это, что мы можем сделать передышку, ослабить хоть в ка- коіі-либо мере боевую выучку, почить на лаврах?Конечно, пет! Мы не имеем права оставаться ныне далее па уровне тех знаний, которых достигли во время вой­ ны, если мы не хотим отстать. Именно окончание войны откры­ вает перед нами перспективы более широкого размаха, более глубокой и всесторонней боевой у чебы. Наш флот растет, псе больше и больше пополняется боевыми кораблями. Строительство флога, после войны, несомненно, будет более интенсивным, ибо этого требуют интересы пашей Родины, интересы великой морской держа­ вы. «Советский народ хочет видеть свой флот еще более силь­ ным и могучим. Паш народ соз­ даст для флота новые боевые корабли п новые базы'>(11.Сталин) Be рховны й Глав нокомапдѵто­ щий Генералиссимус Советского Союза товарищ Сталин выдвинул перед Военно-Морским Флотом почетную задачу, нацелил всю нашу послевоенную деятельность на решение проблемы большой государственной важпоети. «За­ дача флота,— говорится в июль­ ском приказе Верховного Главно­ командующего, —заключается в том, чтобы неустанно готовить и совершенствовать кадры моря­ ков, полностью освоить боевой опыт Отечественной войны, еще выше поднять морскую культуру, дисциплину и организованность в своих рядах». ІІрпказ товарища Сталина — боевая программа флота. На выполнение этой важ­ нейшей задачи моряки отдают все свои силы, опыт и знания. Бывалые моряки — старшины и краснофлотцы старших возрас­ тов, прослужившие на флоте 7—8 лет, в ответ на призыв товарища Сталина остаются на сверхсрочную службу. Многие сотни рапортов — свидетельство ной преданности и любви моря­ ков к своему родному флоту. Такие сверхсрочники, как боцман И-ского корабля мичман Романов, прослуживший на флоте 10 лет, как старшины I статьи Пасыров и Иванников и многие другие, ныне обучающие молодых крас­ нофлотцев, представляют золо­ той фонд нашего флота. Внимание командиров всех степеней приковано сейчас к обобщению и освоению опыта войны. Многие офицеры, стре­ мясь воспринять драгоценное наследие боевых действий ко­ раблей и частей, глубоко ис­ следуют,критически анализируют операции выступают с доклада­ ми и лекциями в офицерской среде. !• качестве примера мож­ но сослаться на подводников Еще во время войны здесь под­ робно нз/чался каждый поход подводной лодки. Нынче на офицерской учебе вторично раз­ обраны все походы подводных ло­ док, причем обсуждение докладов проходило с большой актив­ ностью. Офицеры-подводники всесторонне и критически раз­ бирали действия командира в по­ ходе, его торпедные атаки, спо­ собы отрыва от преследования и т. д. Такой разбор операций, проводимый под руководством командира соединения,расширяет тактический кругозор офицеров, помогает им глубоко понять, осмыслить и освоить боевой опыт. Полиную работу по обобщению опыта проводит штаб военно- воздушных сил Северного флота, издающий Специальные бюллете­ ни с разбором боевых операций летчиков, На флоте широко практикуются встречи участни­ ков боевых операций с молодыми краснофлотцами, беседы бывалых моряков о поучительных случаях из морской практики и т. д. Разбор операции —ото еще пе­ нсе. Важно, чтобы паши офи­ церы творчески использовали опыт боев, учились сами и учили своих подчиненных принимать правильные решения в сложных и непредвиденных условиях, какие часто складываются на войне’. Боевая учеба — не про­ гулка. Мы не можем итти по линии наименьшего сопротивле­ ния. Если подводным лодкам, к примеру, в боевых походах при­ ходилось форсировать минные заграждения противника, искус­ ным маневром уклоняться "от преследования его кораблей и т. д., то и на учебном полигоне должна быть создана обстановка, приближенная к боевой действи­ тельности. В этом году вперые в районе учебных действий под­ водных лодок мы создали такую обстановку, и это дало возмож­ ность подводникам учебу про­ вести с наибольшей пользой. Современный бой требует умелого сочетания маневра с огнем, четкого игибкого взаимо­ действия кораблей и соединений. Командиру необходимо поэтому обладать высекой морской куль­ турой, повседневно совершен­ ствовать свои знания, навыки, чтобы в бою эффективно ис­ пользовать свое оружие. Сокон- Адмирал А. ГО/ШВКО опасные которых высокого патриотизма,безгранич- чанием войны мы имеем без- морские полигон/,і, па можем интенсивно совершенствовать тактическую и огневую вытчку, проводить в больших масштабах учения маневренных соединений флота. Существенно, что все такти­ ческие учения этого года на флоте проводились с фактическим использованием оружия и боевых средств. В этом отношении сле­ дует отметить прежде всего сое­ динение, контр-адмирала Фокина. Каждый выход кораблей в море или их переход из одной базы в другую был максимально на­ сыщен тренировками, практиче­ скими учениями и стрельбами. Корабли то выходили в торпед­ ные атаки, то производили стрельбы с помощью самолетов- корректировщиков, наносили сов- местиые торпедно-артиллерий- ские удары по конвою «против­ ника», проводили аварийные уче­ ния и т. д. Правильная органи­ зация и планирование боевой подготовки далн возможность соединению в максимально ко­ роткий срок, при небольшом сравнительно количестве ходовых часов, при минимальном рас- ходова 11 ии топлива, вынолнить поставленные задачи по боевой подготовке. Из молодых командиров ко­ раблей этого соединения хоро­ шую выучку показал капитан- лейтенант Чернобай. В сложных условиях он грамотно решает тактические задачи, умело ис­ пользуя при этом корабельное оружие. Корабль выполнил артиллерийские и торпедные стрельбы на «хорошо» и «отлич­ но». Изучая новую технику,' т. Чернобай успешно применяет се в своей тактической подготовке. Экипажи кораблей с присущим советским морякам о 11 т узиазмом изучали боевое оружие и тех­ нику, наставления и инструкции, отрабатывали повседне впу ю органпзацию службы, переходи­ ли от простых задач к более сложным. Использовался опыт войны в борьбе за живучесть корабля в целом. Венцом всех теоретических занятий, всех тренирововявляют- ся зачетные, стрельбы. Жак уже говорилось выше, огневая под­ готовка проводилась в сочетании с маневращі кораблей. Из всех артиллерийских стрельб, про­ веденных кораблями соединения, более 25 процентов надает на тактические учения. Стрельбы проводились на повышенных скоростях и больших дистанциях, учитывался элемент внезапности. Недаром артиллеристы говорят; что для них стрельбы—тот же бой, и они усиленно борются за. точность стрельбы, за прочное освоение и умелое использова­ ние новой техники, за дальней­ шее совершенствование своих знаний. Во всей деятельности им сопутствует чувство больше­ вистской ответственности, оно помогает добиться высших по­ казателей в огневой подготовке. Управляющие огнем капитан 3 ранга Пахомов, капитан-лей­ тенант Грейс, капитан-ле йш іа п г Иостолати, капитан-лейтенант Тюкин и другие часто достигали накрытия цели с первых же зал­ пов, чго свидетельствует о хо­ рошей подготовке, высокой арти­ ллерийской культуре офицеров. Особо следует сказать о наших тралыціках. Основным крите­ рием их успехов в боевой подго­ товке остается боевое траление. Моряки этих кораблей неутомимо ищут и уничтожают мпны, лик­ видирую последствия войны па- море, делая безопасными для судоходства коммуникации север­ ных морей нашей Родины. Ко­ рабли подразделен ня капитан- лейтенанта Шевчука в 3-м квар­ тале наплавали до 25 тысяч миль, из них 11 тысяч милые тралом. В среднем каждый корабль в сентябре имел по 28 тральных суток. Поистине это титаничес­ кий труд, если учесть, что ко­ рабли ведут траление в высоких широтах Баренцева и Карского морей, в тяжелых условиях Арктики, преодолевая па своем пути и туманы,' и снежные за­ ряды, и океанскую волну. В послевоенное время плодот­ ворно идет учеба и у наших подводников. <Сдельные- подраз­ деления подводных лодок, к Октябрьской годовщине почти полностью выполнили курс бое­ вой подготовки текущего года. Многие подводные лодки торпед­ ные атаки провели па «хорошо» и «отлично». Первое место за­ нимает экипаж подводной лодки «Советская Свапетіш». Командир этого корабля Герой Советского Союза капитан 3 ранг Иоссе- лиани все торпедные атаки про­ вел скрытно, с отличной оценкой. Успехи экипажа «Советской Свапетии» не случайны. Коман­ дир учит своих подчиненных на опыте войны, прививает им вы­ сокие морские качества, строго спрашивает. II оказаі ельно, что все старшины этой подводной лодки, подлежащие демобилиза­ ции, остались на сверхсрочную службу. В этом заслуга коман­ дира корабля, воспитавшего у экипажа чувство любви к морю, любви к своему кораблю и флот ѵ. Лето нынешнего .года было горячей порой для торпедных катеров и катеров-охотников.На плечи опытных, бывалых моря­ ков—капитанов 3 ранга Федорова н Рубашені.о,капитан-лейтенанта Решетова и других— легла ве- лекзя, но благородная задача обучения и воспитания молодых командиров и краснофлотцев нового пополнения. За короткий срок катерники сумели изучить материальную часть и боевое оружие, пройти курс обучения и подготовиться к решению ус­ ложненных задач.Торпедные ка ­ тера успешно взаимодействовали с авиацией и кораблями флота, удачно провели большинство торпедных атак. Бьет ключом жизнь па северо­ морских аэродромах. Наши лет­ чики днем и нбчью' поднимают­ ся в воздух, повышая свою тактическую и огневую подго­ товку, любовно изучают мате­ риальную часть, район полетов, уделяют много внимания освое­ нию взаимодействия с торпедны­ ми катерами, наводными ц под­ водными •кораблями. Хорошо организует учебу Командир эскадрильи майор Лерехрыст. В его подразделении четко отрабо­ тана организация службы, со­ блюдается высокая дисIиіилииа в воздухе и па земле. Учебные полеты насыщены комплекспы.ѵш заданиями, п «холостое» время в полете сведено к минимуму. Под­ разделетше усиешпо выиол 11 яе г планы наземной подготовки, по­ вышает качество бомбометания и воздушных стрельб. В сентябре- первое место но воеліно-воздуmu ым си-іам заняла часть подполковника Габернова. Летчики этой части успешно завершили курс ju/іной подго­ товки. добились высоких пока­ зателей В бОіНОМеТаіІНи и воз­ душной стрельбе. Как. и в дни Геликон Отечест­ венной войны, в период боевой подготовки решающич \словием успехов была и остамся вос­ питательная работа партийных организаций и нолпторганов флота. Ф л о т ; не болыие вики- - могучая сила, цементирующая краснофлотские маеты. напра­ вляющая их усилия па наполне­ ние задач, стоящих не] ед флотом. Командиры час:ей и кораблей в лице коммунистов имеют надеж­ ную опору, своих первых по­ мощников, всегда и гезае гото­ вых личным примером показать образцы высокого мастерства, организованности идисциплины. Опытными воспитателями и бое­ выми организаторами большеви­ ков флота являются такие по- лятработаіики, і;ак і;апита:і 1 ранга- Сорокин, полковник .Комиссаров, капитан 3 ранга Диброва, капитан-лейтенант Ильичев и многие другие, В итоге боевой и политичес­ кой подготовки этого года воз­ росла боевая выучка северо­ морцев. Моряки надводных ко­ раблей и подводных лодок, ка­ терники и артиллеристы, летчи­ ки и зепитчпки, морские пехо­ тинцы и связисты неустанно нот выщают мі'рокую кльтуру,укрсп- ляют организованность и порядок в своих рядах. Партийные п re­ ftартийиые болыиевшш ф. щь овладевают сталинской паукой побеждать, повышают • свою идейную закалку-. Но было бы недопустимой ошибкой успокоиться на достиг­ нутом. Для подготовки опытных моряков большого' флота мы сдела­ ли только первые шаги. Основ­ ная работа еще впереди. На флот прибывают новые молодые кадры,' которые необходимо постоянно учить и воспитывать. Корабли нашего флота кру­ глый год несут боевые вымпела, круглый год плавают в арктичес­ ких морях. Это способствует воспитанию мужества, смелости, иастойчивоети, номогае, т развл- вать сноровку и находчивость, припивать морские, качества. Вдохновленные идеей строи­ тельства большого флота, северо­ морцы приложат все силы к тому, чтобы с честью выполнить исто­ рические указания товарища Сталина. ГМ 204906 Заказ № 53 Ответственный редактор Г. НЕКРАСѲВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz