Вымпел: краснофлотская газета. 1945 г. Декабрь.

В ЫМП Е Л 5 декабря \ЫЬ года ШШ ■.in... .. hi, ,j Славься, Отечество, наше свободное ж Забота партии и правительства о трудящихся (ЦИФРЫ и ФАКТЫ) Забота партии и правительств? о трудящихся (цифры и ФАКТЫ) ЦВЕ ТЕ Т К А З А Х С Т А Н В письме великомувождюгородов Генералис­ симусу Советского СоюзаИ. В. Сталину трудя­ щиеся Казахской ССРписали в день 25-летия своей республики; „ДоСоветской властижизнь нашего народа была подобна весне без цветов, днюбез солнца, реке без воды“ . Ксчастью, этой мрачной жизни я не испытал. Представляю ее тольконо книгам и рас казам старших. При царизме Казахстан был отсталой и угнетенной колонией. Казахи часто восставали против царизма, но их жестоко подавляли. Советскаявласть и большевистская партия, Ленин и Сталин вывели мой народиз мрака к светлой жизни. Точно весенний сад, цветет Казахстан сейчас. В республике построены десяткимощных индустриальных предприятий, на полях появились тракторы и комбайны, вырощены ациональные кадрыинтеллигенции. Преобразилось не только лицо страны, по и люди стали совсем другими. Свободные, равноправные казахи овладевают такими профессиями,окоторых онираньше инемечтали. Вот, например, мой отец работает рудокопом, стахановец. Я служу на флоте. А ведь при царизме казахов вовсе не призывали навоен­ ную службу. Только при Советской власти выявились воинские способности нашего на­ рода. Достаточно сказать, что за времяОтечест­ венной войны330 воинов-казахов удостоились звапия Героя Советского Союза, 57 тысяч награждено орденами п медалями. Народ послал меня служить па флот. Я всеми силами стараюсь оправдать оказанное мне доверие, помня, что военная служба в Военно-Морском Флоте—почетныйдолг гражда­ нина СССР. Стерший краснофло тец И. ТАОМУХАМШШ. О С УЩЕ С Т ВЛ Е ННО Е ПР АВО По статье 121-й Сталинской Конституции всем граждапам СССР предоставлено право на образование. Этоправообеспечи­ вается всеобщимобязательным начальным образованием,обуче­ нием всех детей вшколе, широ­ кой доступностью для молодежи высшегоиспециального среднего образования в многочисленных вузах и техникумах и т. д. Краснофлотец нашего под­ разделения Василий Сюзеводин из тех, кто осуществил это право. Он окончил индустриаль­ ныйтехникум. Старшая сестра его окончила медицинский институтисейчас работает вра­ чомрайонной больницы. Смогли бы Сюзевы, дети чернорабочего, получить такое образование при царизме? Нет, не смоглибы. Их отец был бы но в состоянии платить ва учебу своих детей. Я. сын крестьянина, тоже с помощью советского правитель­ ства осуществил свое право на образоіаіпе—окончил педаго­ гическое училище. I Это возможно только в пашей стране, где основным законом ж н з ни трудящихся является Сталинская Конститѵ- Кра&кофяотец В, БОЙКОВ, З Н А М Е Н А Т Е Л Ь Н А Я Д А Т А Год тому назад, 5 декабря 1944 г., Президиум Верховного СоветаСС Р учредил медаль «За оборону Советского За­ полярья». Героическаяоборона Заполярья вошла одной из ярквх страниц в историюВеликой Отечеетвен- нойвойны, Несмотря на вне­ запность нападения, план фа­ шистской Германии, намечавший одним ударом захватить Совет­ ское Заполярье, потерпел крах. Понеся огромные потери, враг былостановлен недалеко от на­ шей государственной границы,а кое-где и на само! границе. Провалились расчеты гитлеров­ ского командования, мечтавшего о захвате незамерзающих портов и богатейших запасов ценных минералов и руд Кольского полу­ острова. В тесном взаимодействии с войскайи Красной Армии, моря­ ки Северного флота в течение всей войпы наносили сокруши­ тельные ударыповрагу на море, на суше п в воздухе. Медаль «За оборон? Советско­ го Заполярья» навсегда будет служить памятьюо героических подвигах я заслугах воинов Карельского фронта и моряков Северного флота, о славной со- рокамесячпоЭ эпопее борьбы на крайнем северо-западе нашей великой Родины. За вторую п я т и ле т ку 6 млн 807 гыс. 4 С Ло к С К (>т-. дыхало в домах отдиха.а. Ім л к . ' 5 7 У* т ы с яч человек .лечи- ;і лось в сана го- : р н я х и на курортах, В распоряжении трудящихся ь ;: 1939 г rv tuoa' 1 0 3, 7 тысяч; к :і у О і; и х : уч|;ел,де нпй, 77,6 тыс. мае- ; сових Оиб-' іілиотек, 787 театров, более I; г 30 тыс. киноустановок foen.j I узкопленочных). На 1 января:! 111938 г. имелось 743 сѵадиона; .• свыше 9 тыс. спортплощадок, j 430 водных станций, 4 6 7 8 ; лыжных станций и т. д. ,і !І До революции казахи были:' I почти все неграмотны. За годы 1 IСоветской власти почти пол- ! «остью л ик в и д и р 0 в а иа пе і| грамотность. ІНироко развилась ;| I;сеть школ, значительно воз- ;і I росло количество учащихся. В;, j 1938-39 г. в Казахской ССІ1 j I насчитывалось свыше 1 млн. ;| j100 тыс. учащихся, 21 вуз, л 116 техникумов. 15 научно-і| іі исследовательских институтов, ц I филпал А к а д е ы ии наук ц "СССР (ныне реорганизован в. Академию наук Казахстана), I 26 театров (из них 14 казах- ji ских), 1 филармонииД9 музеев, і! * * Находившееся до революции;! под гнетом бухарского эмира;! население Тажішской ССР за); годы Советской власти сделало громадные успехи на культу} - | ном фронте. Построены сотни j| школ; количество учащихся в ■ 629,5 раза больше, чем в 1 914г. ; В 1938-39 г. было 5 вузов.: 31 техникум, 7 науччо-асследо- | вательских институтов,!3 іеа т- .! ров. * . При царизме две трети на­ селения Белоруссии было н е ­ грамотно; теперь неграмотность" почти ликвидирована. В 1938- 39 г. было 23 вуза, 100 тех-" никумов, 29 научно-исследо-г вательских институтов, Белорус- ская Академиянаук, 12 театров. * * !: * ! Грузинская ССР .— страна.; сплошной грамотности. В 1938-: 39 г. вГрузииимелось 19 вузов, 215 техникумов, 43 научно-; исследовательских, института,; 48 театров: создана Академия* наук. ' В царской России три четверти на­ селения было неграмотно. В ССР в 1938- 39 г. общее число обучаю­ щихся,включая все виды обуче­ ния, превыша­ ло 47 м л н , человек. За 1933-1938 гг. по с т ро ено свыше 20 тыс. школ, из них ;в сельских местностях — более 16 тысяч. Государствен­ ные расходы на просвещение в ССР составляли за годы первой пятилетки 10,1 млрд. рублей, а за вторую пятилетку j возросли до 50,4 млрд. руб. В 1938 г. на просвещениеиз­ расходовано более 18,7 млрд. Iрублей. В этомгоду, 1945, Jпо государственному бюджету! на социально-культурные мероприятия о т и уще н ы 66 млрд, рублей. * * ♦ До Октябрьской революци Узбекистан был страной с плошио й неграмотности. Теперь неграмотность почти ликвидирована. В 1938-39 г. было свыше 1 млн. 100 тыс. учащихся в школах(в64 раза больше, чем до революци), 29 вузов (до революции ни одного), втомчислеуниверси­ тет; 105 техникумов, 23 науч­ но-исследовательских институ­ та, 44 театра. Ф * * Киргизскийнародприцариз­ ме не имел даже своей пись­ менности. В 1914-15 г, в школах Киргизии училось всего 7 тыс. человек,а в1938- 39 г. в начальных и средних школах училось 297,2 тыс, человек, было4 вуза, 21 тех­ никум, 2 научно-исследова­ тельских института,17 театров (до революции пи одного), ♦ * * Число учащихся в средних j школах Туркмепской ССР Iвозросло в 1936-35 г. в 37 раз против 1914 г.Грамот- ность населения до Октябрь­ ской революции была0,7 про­ цента, а в 1939 г. подшшсь до 80 проц. В1938-39г. было 5 вузов, 38 техникумов, 9 научно-исследовательских и н с т и т у т о в , 8 театров. ГМ 204908 Заказ № 60 Ѳта^твгвэимый редактор М. Д. |ОЩ£КК0,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz