Вымпел: краснофлотская газета. 1945 г. Август.
в ы м п е л , s V Ѵ ' ѵ" AW ?*- ■*$ ;■■: v, Уѵ.-ѵ:--: ; :*к . і : , л Очистка рижского фарватера от вражеских мinr. Минеры катерного тральщика за постановки!! трала. Образцово подготовиться к решению предстоящих задач Внимательно слушали комму нисты доклад инженер-капитана ранга Каплан, в котором он рассказал собравшимся о резуль татах смотра командующим сое динения боевой подготовки в нашей БЧ и о мероприятиях, вытекающих из его указаний. —И ходе учений, —говорит т. Каплан, — мы заслужили тіе, плохую оценку. Однако, были и недостатки. Это— случаи нарушения формы одеж ды и дисциплины, а также недостаточно оперативные дей ствия некоторых краснофлотцев при решении аварийно-комплекс ных задач но сравнению с дейст виями их при решении вводных, касающихся непосредственно на шей БЧ. —Все механизмы, — продол жает т. Каплан, —действовали в походах хорошо. Итого мы достигли благодаря упорной ра боты личного состава, пример которому показывали паши ком мунисты -Фролов, Астапов,Кли- мас, ІІІтена и другие. В конце своего доклада т. Каплан сказал, что на следущим этапе учений нам предстоит ре шать более трудные задачи- проверка на внезапность, дейст вие у механизмов в темноте и т. д. Вместе с тем, нам надо исключительно большое внима ние обратить на обучение мо лодых краснофлотцев, готовя пх к самостоятельному несению ва хты. В этом п в остальных воп росах, коммунисты должны по казать достойные подражания примеры. Коммунист Фролов, выступая по докладу инженер-капитана 3 ранга Каплан, говорил о необ ходимости образцово и в срок провести осмотр всех механиз мов и планово-предупредитель ный ремонт их. --- Иуверен,--говорит он, —что коммунисты вместе со всем лич ным составом приложат все уси лия к тому, чтобы и впредь механизмы работали безотказ но, Слово берет т. Изосимов. Он обращает внимание- коммунистов на необходимость более рацио нально использовать время, от водимое на тренировки. — Часто можно видеть, — говорит т, Изосимов, —как неко торые краснофлотцы во время занятий ведут на боевых постах посторонние разговоры. Многим стоит поучиться упорству в занятиях у товари щей Кривич и К.іимас. —Дли скорейшего обучения молодых красно}могцев, про должает т. Изосимов, - нужно возрадить незаслуженно забытые формы технической пропаганды технические конференции и собеседования. Главстаршина ІІІтеиа в своем выступлении говорил о том,что некоторые старослужащие (Давы- док, Кузьмин) слишком само надеянны в отношении знания своей специальности. В резуль тате они недооценивают даль нейшее изучение техники и нередко, поэтому, оказываются в положении плохо знающих ма териальную часть. —Надо об'явнть решительную борьбу с такими зазнайками,— говорит он. Всего по докладу выступило семь человек. Собрание приня ло конкретное решение, в ко тором потребовало от партийно го бюро и коммунистов еще ши ре развернуть работу по повы шению авангардной роли членов и кандидатов партии в боевой подготовке и дисциплине. Лейтенант С. Лобанов. 8 августа ?945 тд&, Щ 40 ИЗ ИСТОРИИ НАШЕГО Ш Ц І Г А 2. РАЗВИТИЕ РЫБНОГО ПРОМЫСЛА НА МУРМАНЕ Рыбные промыслы на Мурма- не зародились с первых дней колонизации этого края. Первые поселенцы, прибывав шие. к побережью Баренцева моря, в основном занимались рыбным промыслом. Развитие рыбных промыслов в значи тельной степени проходило на полуострове, находящемся се вернее Кольского залива, кото рый за изобилие рыбы в при был назван Рыбачем полуост- ,рыбным местом” , брежпых районах Рыбачим. IP рове самым куда сходилось большое коли чество рыбопромышленников, являлась бухта Дын-Наволок. Известно, что еще в 1500 году н Цып-Иаволок приходили ко лонисты для ловли рыбы. В бо лее. поздние времена сюда схо дилось более 1.000 рыбопромыш ленников с 50 мореходными су дами. В заливах Большая Мотка. Вайда-губа также собирались тысячи рыбопромышленников. Так вырастали и развивались по стоянные поселения рыбаков. Наличие в отдельных районах трав дало возможность разводить молочной скот. Были случаи, когда скошенные травы вывози лись на норвежские рынки в Варде и Вадсе. Из района Боль шой Мотки в Норвегию вывози лись в небольшом количестве овцы, которые здесь также раз водились. Рыбные промыслы получили широкое развитие в портах Вла димир, Тириберка, Ура-губа и других. Население постепенно осе іало в прибрежных районах. К fSO-м годам прошлого столетия в Кольском уезде насчитывалось до 9.000 жителей. В основном ото были крестьяне-колонисты. Но национальному составу — русские, саамы и др. Основным занятием населения являлась рыбная ловля. В 1890 г. па Мурманском побережье было вы ловлено до 500 тысяч пудов ры бы. Рыба вывозилась в Архан гельск, Петербург, Балтийский по] т, в центральные районы России. Для дальнейшего развития рыбных промыслов, а также для развития здесь торговли, к кон цу XIX века возникла необходи мость строительства торгового порта, Кола, которая была ад- мшшетратнвным центром уезда и основным рынком рыбопро мышленников, не могла функ ционировать круглый год, как порт. Кола, расположенная на реке, была отдалена от побе режья. где вылавливалась рыба, кроме того в районе Колы ре ка и залив замерзали. Необходимо было начать строительство нового торгового и административного центра в непосредственной близости к осваеваемым районам побережья. Место для строительства тор гового порта на побережыі Еа- ренцова моря определялось не сколько раз. В начале для строительства нового порта по предложению генерал-ад'ютанта Посьет был избран о. Кильдин в Монастырской губе. Определя лись также места на полуостро ве Рыбачем, так, например, в районе Озерко предполагали строительство стоянок для крей серов и даже разрабатывался проект соединения залива Воло ковая с Мотовским заливом. Но другим проектам строительство торгового порта намечалось в Печенге, Но все эти варианты не были приняты, Для строительства нового порта была избрана Екатеринин ская гавань. В этой хорошо за щищенной от ветров гавани от стаивались на зимовке корабли. Здесь бывали научные экспеди ции, занимавшиеся изучением Мурманского побережья. В 1890 году было начато строительство порта Алексан дрове!.' (современное Полярное і. Кроме портовых сооружений, было начато строительство горо да, торговых построек, церкви, административных учреждений. 24 июня 1899 года является историческим моментом в жизни русского Севера. В этот деньпа далеком Мурмане в Екатеринин ской гавани был открыт новый город и порт Александровск (в 1930 г. переименован в Поляр ное). Открытие порта происходило в торжественной обстановке. На рейде в Екатерининской га вани находился крейсер „Свет лана” , норвежский крейсер „Торденщельд” , множество тор говых судов и пассажирских кораблей. На шоссейной дороге, возле церкви, был устроен парад моряков. Была учреждена сие циалыіая меда.:,'], в честь откры тия этого порта Из Колы в Александрово, бы та переведена администрация Ко іьского уезда. С этого дня, как надеялась русская буржуазия, Россия была обеспечено выго іиым незамер зающим портом в Ледовитом океане. Й как писали в то вре мя журналисты, Россия стала „твердой ногой” у открытого океана. Но Александровск, как тор говый порт, не оправдал тех надежд которые на его возла гали русские рыбопромышлен ники. Александровск не был свя зан железными и шоссейными дорогами с центральными райо нами России, поэтому его раз витие могло итти только в свя зи с местными запросами, а не общегосударственными. Понт был создан без учета будущего развития Мурманского края іі его побережья. Уже и годы первой мировой войны стало видно что Александровск, как торговый порт, не может быть использован, а поэтому началось усиленное строитель ство нового торгового порта. В 191(5 году был заложен го род „Романов на Мурмане" (в 1917 переименован в город Мур манск). В декабре 1910 года к новому строящемуся порту была проложена из Петрограда же лезная дорога. Таким образом, впервые окраинные земли Се вера связались с центром Рос сии. В те времена Мурманск представлял собой небольшой поселок, насчитывавший немно го более тысячи жителей. К первую мировую войну Мур манск сыграл большую роль, надежно обеспечив связь с со юзниками. В период интервенции и гражданской войны советский парод отстоял северные окраи ны. Враги, пытавшиеся уста новить свое господство у наших „дверей в океан” , были раз громлены. На Крайний Север пришел новый хозяин— совет ский человек. Дикий край, тая щий в себе неисчислимые при родные богатства, — ожил, за била ключом жизнь родного Мурманска. Е. СИЛАЕВ. (Продолжение следует). Добросовестно изучать свою специальность Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь Победа Черноморской эскадры под командованием Ф, Ф. Ушакова над турецким флотом у мыса Калиакрия 10 августа 1791 г. Молодые краснофлотцы под разделения капитан-лейтенанта Грейс неплохо показали себя на протяжении всех походов. Осо бенно хорошо выполняли свои обязанности краснофлотцы Ер молаев, Дудоров ц Романов, Успех их об'ясняется тем, что они серьезно относились к вы полнению своих обязанностей, хорошо понимая, что только в походах, учениях вырабатыва ются необходимые качества военного моряка, Итого нельзя сказать о крас нофлотцах Ельнове и Силаеве. Каждый из них слишком нев нимателен. Они не прилагают нужного упорства в достижении поставленной перед ними цели,а без этого, как известно, ниче го добиться нельзя. Они обяза ны всей своей службой выпол нять военную присягу, которую каждый из них скре пил своей подписью по приходе на флот. Военная при сяга требует добросовестного изучения военного дела. Этой добросовестности они пока не про являют. Краснофлотец В. Бойков. Среди многих блестящих побед, одержанных русским флотом иод командованием выдающегося адмирала Ф. Ф. Ушакова, примечательным яв ляется и победное сражение черноморской эска дры с турецким флотом у мыса Калиакрия. При встрече русской эскадры с турецким флотом у мыс* Калиакрия наш флот но числу судов был вдвое меньше турецкого, однак® Ушаков атаковал турок, действуя со свойствен ной ему решительностью. Преимущество турецкого флота было еще в том, что он стоял под защитой своих береговых батарей. Ушаков выиграл в этом случае своим новым н неожиданным для турок тактическим маневром, ошеломившим врага. Он атаковал неприятельский флот с той стороны, откуда турки никак не ожидали нападения: русская эскадра прошла под огнем батарей между неприятельским флотом и берегом и обрушила на турецкие корабли огонь всех своих пушек. Турки не успели даже поднять якоря, они начали поспешно рубить канаты и панически в беспорядке поднимая паруса, сталкивались друг с другом. Несколько оправившись, турецкий флот вы строился в линию баталии, но Ушаков снова атаковал турок, сблизившись на самую корот кую дистанцию. Русские моряки, воспитанные Ушаковым, дрались с большой храбростью Корабль, на котором находился Ушаков, пер вым обратил в бегство полуразбитый нм флаг манский. неприятельский корабль. Жестокий бой продолжался более трех часов н окончілся полным поражением турок. Бежавшие турецкие корабли добивались русскими судами, многие корабли противника, имел повреждения, нри усилившемся ветре пошли на дно ночью на пути в Босфор. В сражении у Калнакрии Ушаков снова, показал свой выдающийся талант флотоводца и обспечнл русскому флоту славную нобеду- ГМ 204890 3«аа № 42 Ответственный редактор Г. НЕКРАСОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz