Вымпел: краснофлотская газета. 1945 г. Август.

в ы м п е л , s V Ѵ ' ѵ" AW ?*- ■*$ ;■■: v, Уѵ.-ѵ:--: ; :*к . і : , л Очистка рижского фарватера от вражеских мinr. Минеры катерного тральщика за постановки!! трала. Образцово подготовиться к решению предстоящих задач Внимательно слушали комму­ нисты доклад инженер-капитана ранга Каплан, в котором он рассказал собравшимся о резуль­ татах смотра командующим сое­ динения боевой подготовки в нашей БЧ и о мероприятиях, вытекающих из его указаний. —И ходе учений, —говорит т. Каплан, — мы заслужили тіе, плохую оценку. Однако, были и недостатки. Это— случаи нарушения формы одеж­ ды и дисциплины, а также недостаточно оперативные дей­ ствия некоторых краснофлотцев при решении аварийно-комплекс­ ных задач но сравнению с дейст­ виями их при решении вводных, касающихся непосредственно на­ шей БЧ. —Все механизмы, — продол­ жает т. Каплан, —действовали в походах хорошо. Итого мы достигли благодаря упорной ра­ боты личного состава, пример которому показывали паши ком­ мунисты -Фролов, Астапов,Кли- мас, ІІІтена и другие. В конце своего доклада т. Каплан сказал, что на следущим этапе учений нам предстоит ре­ шать более трудные задачи- проверка на внезапность, дейст­ вие у механизмов в темноте и т. д. Вместе с тем, нам надо исключительно большое внима­ ние обратить на обучение мо­ лодых краснофлотцев, готовя пх к самостоятельному несению ва­ хты. В этом п в остальных воп­ росах, коммунисты должны по­ казать достойные подражания примеры. Коммунист Фролов, выступая по докладу инженер-капитана 3 ранга Каплан, говорил о необ­ ходимости образцово и в срок провести осмотр всех механиз­ мов и планово-предупредитель­ ный ремонт их. --- Иуверен,--говорит он, —что коммунисты вместе со всем лич­ ным составом приложат все уси­ лия к тому, чтобы и впредь механизмы работали безотказ­ но, Слово берет т. Изосимов. Он обращает внимание- коммунистов на необходимость более рацио­ нально использовать время, от­ водимое на тренировки. — Часто можно видеть, — говорит т, Изосимов, —как неко­ торые краснофлотцы во время занятий ведут на боевых постах посторонние разговоры. Многим стоит поучиться упорству в занятиях у товари­ щей Кривич и К.іимас. —Дли скорейшего обучения молодых красно}могцев, про­ должает т. Изосимов, - нужно возрадить незаслуженно забытые формы технической пропаганды технические конференции и собеседования. Главстаршина ІІІтеиа в своем выступлении говорил о том,что некоторые старослужащие (Давы- док, Кузьмин) слишком само­ надеянны в отношении знания своей специальности. В резуль­ тате они недооценивают даль­ нейшее изучение техники и нередко, поэтому, оказываются в положении плохо знающих ма­ териальную часть. —Надо об'явнть решительную борьбу с такими зазнайками,— говорит он. Всего по докладу выступило семь человек. Собрание приня­ ло конкретное решение, в ко­ тором потребовало от партийно­ го бюро и коммунистов еще ши­ ре развернуть работу по повы­ шению авангардной роли членов и кандидатов партии в боевой подготовке и дисциплине. Лейтенант С. Лобанов. 8 августа ?945 тд&, Щ 40 ИЗ ИСТОРИИ НАШЕГО Ш Ц І Г А 2. РАЗВИТИЕ РЫБНОГО ПРОМЫСЛА НА МУРМАНЕ Рыбные промыслы на Мурма- не зародились с первых дней колонизации этого края. Первые поселенцы, прибывав­ шие. к побережью Баренцева моря, в основном занимались рыбным промыслом. Развитие рыбных промыслов в значи­ тельной степени проходило на полуострове, находящемся се­ вернее Кольского залива, кото­ рый за изобилие рыбы в при­ был назван Рыбачем полуост- ,рыбным местом” , брежпых районах Рыбачим. IP рове самым куда сходилось большое коли­ чество рыбопромышленников, являлась бухта Дын-Наволок. Известно, что еще в 1500 году н Цып-Иаволок приходили ко­ лонисты для ловли рыбы. В бо­ лее. поздние времена сюда схо­ дилось более 1.000 рыбопромыш­ ленников с 50 мореходными су­ дами. В заливах Большая Мотка. Вайда-губа также собирались тысячи рыбопромышленников. Так вырастали и развивались по­ стоянные поселения рыбаков. Наличие в отдельных районах трав дало возможность разводить молочной скот. Были случаи, когда скошенные травы вывози­ лись на норвежские рынки в Варде и Вадсе. Из района Боль­ шой Мотки в Норвегию вывози­ лись в небольшом количестве овцы, которые здесь также раз­ водились. Рыбные промыслы получили широкое развитие в портах Вла­ димир, Тириберка, Ура-губа и других. Население постепенно осе іало в прибрежных районах. К fSO-м годам прошлого столетия в Кольском уезде насчитывалось до 9.000 жителей. В основном ото были крестьяне-колонисты. Но национальному составу — русские, саамы и др. Основным занятием населения являлась рыбная ловля. В 1890 г. па Мурманском побережье было вы­ ловлено до 500 тысяч пудов ры­ бы. Рыба вывозилась в Архан­ гельск, Петербург, Балтийский по] т, в центральные районы России. Для дальнейшего развития рыбных промыслов, а также для развития здесь торговли, к кон­ цу XIX века возникла необходи­ мость строительства торгового порта, Кола, которая была ад- мшшетратнвным центром уезда и основным рынком рыбопро­ мышленников, не могла функ­ ционировать круглый год, как порт. Кола, расположенная на реке, была отдалена от побе­ режья. где вылавливалась рыба, кроме того в районе Колы ре­ ка и залив замерзали. Необходимо было начать строительство нового торгового и административного центра в непосредственной близости к осваеваемым районам побережья. Место для строительства тор­ гового порта на побережыі Еа- ренцова моря определялось не­ сколько раз. В начале для строительства нового порта по предложению генерал-ад'ютанта Посьет был избран о. Кильдин в Монастырской губе. Определя­ лись также места на полуостро­ ве Рыбачем, так, например, в районе Озерко предполагали строительство стоянок для крей­ серов и даже разрабатывался проект соединения залива Воло­ ковая с Мотовским заливом. Но другим проектам строительство торгового порта намечалось в Печенге, Но все эти варианты не были приняты, Для строительства нового порта была избрана Екатеринин­ ская гавань. В этой хорошо за­ щищенной от ветров гавани от­ стаивались на зимовке корабли. Здесь бывали научные экспеди­ ции, занимавшиеся изучением Мурманского побережья. В 1890 году было начато строительство порта Алексан­ дрове!.' (современное Полярное і. Кроме портовых сооружений, было начато строительство горо­ да, торговых построек, церкви, административных учреждений. 24 июня 1899 года является историческим моментом в жизни русского Севера. В этот деньпа далеком Мурмане в Екатеринин­ ской гавани был открыт новый город и порт Александровск (в 1930 г. переименован в Поляр­ ное). Открытие порта происходило в торжественной обстановке. На рейде в Екатерининской га­ вани находился крейсер „Свет­ лана” , норвежский крейсер „Торденщельд” , множество тор­ говых судов и пассажирских кораблей. На шоссейной дороге, возле церкви, был устроен парад моряков. Была учреждена сие циалыіая меда.:,'], в честь откры­ тия этого порта Из Колы в Александрово, бы та переведена администрация Ко іьского уезда. С этого дня, как надеялась русская буржуазия, Россия была обеспечено выго іиым незамер­ зающим портом в Ледовитом океане. Й как писали в то вре­ мя журналисты, Россия стала „твердой ногой” у открытого океана. Но Александровск, как тор­ говый порт, не оправдал тех надежд которые на его возла­ гали русские рыбопромышлен­ ники. Александровск не был свя­ зан железными и шоссейными дорогами с центральными райо­ нами России, поэтому его раз­ витие могло итти только в свя­ зи с местными запросами, а не общегосударственными. Понт был создан без учета будущего развития Мурманского края іі его побережья. Уже и годы первой мировой войны стало видно что Александровск, как торговый порт, не может быть использован, а поэтому началось усиленное строитель­ ство нового торгового порта. В 191(5 году был заложен го­ род „Романов на Мурмане" (в 1917 переименован в город Мур­ манск). В декабре 1910 года к новому строящемуся порту была проложена из Петрограда же­ лезная дорога. Таким образом, впервые окраинные земли Се­ вера связались с центром Рос­ сии. В те времена Мурманск представлял собой небольшой поселок, насчитывавший немно­ го более тысячи жителей. К первую мировую войну Мур­ манск сыграл большую роль, надежно обеспечив связь с со­ юзниками. В период интервенции и гражданской войны советский парод отстоял северные окраи­ ны. Враги, пытавшиеся уста­ новить свое господство у наших „дверей в океан” , были раз­ громлены. На Крайний Север пришел новый хозяин— совет­ ский человек. Дикий край, тая­ щий в себе неисчислимые при­ родные богатства, — ожил, за­ била ключом жизнь родного Мурманска. Е. СИЛАЕВ. (Продолжение следует). Добросовестно изучать свою специальность Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь Победа Черноморской эскадры под командованием Ф, Ф. Ушакова над турецким флотом у мыса Калиакрия 10 августа 1791 г. Молодые краснофлотцы под­ разделения капитан-лейтенанта Грейс неплохо показали себя на протяжении всех походов. Осо­ бенно хорошо выполняли свои обязанности краснофлотцы Ер­ молаев, Дудоров ц Романов, Успех их об'ясняется тем, что они серьезно относились к вы­ полнению своих обязанностей, хорошо понимая, что только в походах, учениях вырабатыва­ ются необходимые качества военного моряка, Итого нельзя сказать о крас­ нофлотцах Ельнове и Силаеве. Каждый из них слишком нев­ нимателен. Они не прилагают нужного упорства в достижении поставленной перед ними цели,а без этого, как известно, ниче­ го добиться нельзя. Они обяза­ ны всей своей службой выпол­ нять военную присягу, которую каждый из них скре­ пил своей подписью по приходе на флот. Военная при­ сяга требует добросовестного изучения военного дела. Этой добросовестности они пока не про­ являют. Краснофлотец В. Бойков. Среди многих блестящих побед, одержанных русским флотом иод командованием выдающегося адмирала Ф. Ф. Ушакова, примечательным яв­ ляется и победное сражение черноморской эска­ дры с турецким флотом у мыса Калиакрия. При встрече русской эскадры с турецким флотом у мыс* Калиакрия наш флот но числу судов был вдвое меньше турецкого, однак® Ушаков атаковал турок, действуя со свойствен­ ной ему решительностью. Преимущество турецкого флота было еще в том, что он стоял под защитой своих береговых батарей. Ушаков выиграл в этом случае своим новым н неожиданным для турок тактическим маневром, ошеломившим врага. Он атаковал неприятельский флот с той стороны, откуда турки никак не ожидали нападения: русская эскадра прошла под огнем батарей между неприятельским флотом и берегом и обрушила на турецкие корабли огонь всех своих пушек. Турки не успели даже поднять якоря, они начали поспешно рубить канаты и панически в беспорядке поднимая паруса, сталкивались друг с другом. Несколько оправившись, турецкий флот вы­ строился в линию баталии, но Ушаков снова атаковал турок, сблизившись на самую корот­ кую дистанцию. Русские моряки, воспитанные Ушаковым, дрались с большой храбростью Корабль, на котором находился Ушаков, пер­ вым обратил в бегство полуразбитый нм флаг­ манский. неприятельский корабль. Жестокий бой продолжался более трех часов н окончілся полным поражением турок. Бежавшие турецкие корабли добивались русскими судами, многие корабли противника, имел повреждения, нри усилившемся ветре пошли на дно ночью на пути в Босфор. В сражении у Калнакрии Ушаков снова, показал свой выдающийся талант флотоводца и обспечнл русскому флоту славную нобеду- ГМ 204890 3«аа № 42 Ответственный редактор Г. НЕКРАСОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz