Вестник Мурмана. 1924, № 9.

2 ВЕСТНИК Ѣ 9 (61). Достижения Мурманской жедезной дороги и оценка их Первым Экономическим Совещанием ]йурм. ж . д. V. О мероприятиях по улучшению на дороге перево­ зок скоропортящихся грузов 1). В деле привлечения на Мурманскую железную до­ рогу местных грузов, особое значение имеет привлечение грузов скоропортящихся, из которых тяготеющий б до­ роге район может дать прежде всего рыбу, а затем мясо, дичь и молочные продукты. Каковы же тарифно-хозяйственные и административные меры, которые приняло Правление дороги для привлечения упомянутых грузов. Для привлечения рыбных грузов был исходатайствован на перевозку рыбы и сельдей от Мурманска до всех стан­ ций дорог сети пониженный тариф, действие которого затем было распространено па все порты Белого моря. Результатом этого мероприятия было увеличение вы­ воза рыбы из Мурманска слишком в два раза против пред­ шествующего года (было перевезено: с І / і но 1/іх— 1922 года 35 .641 ; за тот же срок в 1923 году— 78 .671 ). Для портов Белого моря пониженный тариф введен в действие лишь с 1 марта 1928 года. Но, как показы­ вают данныя статистики, из названных портов за время с 1 /ш по 1/г: 1923 года перевезено всего 50 .ООО пудов— на 4 .000 пудов меньше, чем перевезено за тот же срок в 1922 году. Это обстоятельство, однако, отнюдь не означает, что понижение тарифа в дапном случае не достигло цели. Оказывается, введение его просто запоздало, так как самый разгар улова беломорской рыбы и усиленная ее пе­ ревозка в замороженном виде производится главным образом в период ноябрь— март. Такое объяснение вполне подтверждается данными об указанных перевозках: с начала года по 1/іх 1928 г. было перевезено беломорской рыбы 230 .029 пудов; если из этой цифры вычесть цифру перевозки за срок с 1/Ш по і / і х 1928 года— 50 .000 пуд., то за срок времени, непосредственно предшествовавшего введению тарифа перевозка выразится в количестве около 180 .000 пуд., то есть за два месяца перевезено более, чем в 8 */а раза против последующих шести месяцев взя­ тых вместе. Таким образом, влияние указанного выше тарифа на увеличение перевозок скажется лишь в текущий сезон—ко­ нец 1923 года и начало 1924 года. Общее количество перевозок рыбы от портов Белого моря и Мурманска за 8 месяцев тек. года определяется в 308 .700 пуд., т. е. против 1922 г. па 208 .000 пудов более. Это незначительное в общей сумме грузооборота уве­ личение показывает, однако, что курс тарифной политики Правлением дороги взят верный. Кроме того, помимо мероприятий чисто тарифного характера для увеличения перевозки рыбных грузов дорога пошла павстречу грузоотправителям путем предоставления следующих льгот: *) Но докладу представителя Коммерческого Отдела Правления К. И. Вопшарева на Первом Дорожном Экономическом Совещании („Вестник Мурмана" №№ 49, 51? 1923 г, 1, 3 , 6 и 8—1924 г). 1) скидки в 2 5 ° /0 на перевозку рыбаков и рыболов- ного имущества и 2) разрешения производить перевозку в кредит с последующей оплатой продуктами улова. Первой из этих льгот рыбаки воспользовались— в сентябре в количестве 765 человек, в октябре —94 , а всего 859 человек. Далее, к числу подобных, вышеуказанных, тарифных мероприятий относится исходатайствовапие особых тарифов на перевозку мяса от Мурманска до всех станций дорог сети. Вполне естественно, что значительной перевозки мяса из района Мурманской дороги ожидать нельзя, ибо сельское хозяйство райопа не развито и потому своих грузов север, за исключением Оленины, дать в ближайшее время не может. История установления тарифа такова: в конце прошлого года в периодической печати появились сведения об ощущающемся недостатке в мясе на рынках. Коммерческий Отдел, обратив на это серьезное внимание, принял меры к введению исключительного тарифа для перевозки мяса из Мурманска, чтобы этим путем привлечь ввоз мяса из-за границы— именно из Аргентины. Эго тарифное мероприятие, принятое в расчете удовлетворить временную нужду, теперь должно служить обстоятельством, благоприятствующим развитию оленевод­ ства и местного животноводства. Затем, к числу скоропортящихся грузов, которые Мурманская дорога надеется получить для своих пере­ возок, относится дичь. Райоп дороги позволяет в будущем с развитием края рассчитывать на значительный приток этого груза. В настоящее же время постунление его еще незначительно, Следующим важным грузом из числа скоропортящихся являются продукты молочного хозяйства. Приток молочных грузов несколько оживился за последнее время в связи с развитием сельского хозяйства в районе дороги, именно в южной ее части, так как па севере пока развитых сельских хозяйств не имеется. Правление дороги особенно шло па-встречу каждому заявлению отправителей, выразивших желание отправлять молочпый груз, и выработало особый тариф, с таксировкой, равной 5 классу тарифа малой скорости. Одновременно с этим, Торговой Палатой был возбужден вопрос, чтобы тариф этот был распространен ра все станции на рас­ стоянии до 850 верст от Ленинграда. Это нововведение Мурманской дороги и проект Торговой Палаты обсужда­ лись в Окружном Комитете по перевозкам и там была выработана схема тарифа, по проекту, предложенному представителем Мурманской дороги. 10 ноября тариф был введен, но пока результаты нового тарифа выявить -----=--- I---------- —-------- _■ . О т Редакции. В статье Мохова-Арбенина, помещенной в № 8 „Вестника Мурмана", приведены многие данные, а равно отдельные мысли о целях и задачах дороги и края, взятые из выходящего в ближайшее время из* дания Арнольдова „ Колонизация Мурмана“ . Однако, в целом статья является только личным мнением, выражающим взгляды автора статъи,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz