Вестник Мурмана. 1924, № 8.
манскші порт сообщение с европейскими портами — Лондоном, Бременом, Гамбургом и другими. Однако, этим деятельность Мурманской дороги по импорту и экспорту не может быть ограничена дли успешной конкурренцпи с заграничными портами и для наибольшего привлечения далеких заграничных грузов, дорога должна располагать возможностью комбинировать железнодорожными тарифами, стоимостью работ в порту и морским фрахтом общей сложностью, а для этого н е обходимо ошггь-так и, чтобы дорога и пора представляли единое хозяйство. Деятельность порта по объему его грузооборота должна быть согласована с пропускной и провозной способностью дороги, с другой стороны, дорога должна быть уверена в том, что все предельно перевезенное ею, будет переработано портом. Здесь т а кая тесная связь и техническая и экономическая, что не может быть двух мнений о том, кто может быть хозяином порта, так как вопрос его развития является уже решающим в дальнейшей жизни дороги, не говоря об экономии в объединении хозяйства, которая сейчас дублирована и ведется иорознь. Развитие местпых перевозок на Мурманской дороге можно ожидать не скоро, так как Карельско-Мур манский край, только что приступает к оживлению и развитию своей промышленности, если не считать пере возок лесных материалов. Указанное выше, внолне достаточно чтобы утвер ждать, что Мурманская дорога является главным клиен том Мурманского порта и что ее усилиями порт вы веден из безнадежной спячки, в которой пребывал долгие годы до последнего времени. Работавший более других в районе Мурманской дороги Северолес пользо вался, главным образом, услугами Архангельского порта и портов Белого моря, в отношении же Мурманского порта представитель Северолеса на Дорэкосо выска зался, как и другие, за передачу порта Правлению Мур манской ж. д. З а то же высказался представитель К а рельской автономной республики, контакт с которой Правлением Мурманской дороги тесно установлен: председатель КАРЦИК является заместителем Предсе дателя Мурманской дороги, а УЦД— член ЦИК ‘а Кар- республики и Уполномоченный ШШС но транспорту в данной Республике. Перспективный план. По вопросу о перспективном нлане совместного развития деятельности дороги и порта возможно ныне и необходимо сказать следующее. Уже в истекшем строительном сезоне дорога приступила к достройке Северной части линии от Петрозаводска до Мурманска. Достроено и построено вновь 2 5 0 . 0 0 0 кв. саж. жилых помещений, вывезено в путь около 4 0 .0 0 0 куб. саж. балласта, сменено более 4 0 0 . 0 0 0 шпал, от ремонтировано 70 мостов, произведены крупные р а боты по торговым устройствам, заключены изыскания но проведению дороги п нормальному типу ''магистрали із двух вариантах: с уклоном в 0 ,0 0 6 и 0 , 0 0 9 . Работы но достройке в сезон 1 9 2 4 г. имеют целью улучшение полотна дороги и установленных сооружений па участке дороги Петрозаводск — Кемь для возможности пропуска до ст. Кемь тяжелых паровозов серии „Щ в и „Э“ . Целью достройки дороги, вообще, на 5 лет является пропуск паровозов лучших, наиболее мощных серий до самого Мурманска, с доведением пропускной способ- пости дороги, при открытии всех разъездов до 1 0—-1S пар в сутки, весом состава в среднем до 4 0 . 0 0 0 пуд. В настоящее время пропускная способность дороги на Северных участках выражается в З і / 2 пары товарных поездов в сутки, при весе груза в каждом поезде в 1 5 .0 0 0 пуд., т. е. 5 2 .5 0 0 в сутки в одну сторону, что дает возможность в смысле вывоза экспортных гру зов к Мурманску более, чем Г / , милл. пуд. в месяц. С каждым строительным сезоном ировозпая и пропуск- пая способность будет значительно повышаться. Про должаются мероприятия Правления дороги по привле чению экспортных и импортных грузов. Проектируется организация своих лесопильных заводов с возможностью экспорта в ближайший период 3— 4 .0 0 0 стандартов лесных материалов. Проектируется устройство завозного склада для экспортного грува на ст. Зван ка, Охта, Мурманский порт; работающий круглый год и не тре бующий дноуглубительных работ (глубина места при чала в прилив до 40 футов). Имеет возможность одно временной приемки и разгрузки пароходов около двух пирсов. При небольших работах по расширению и до стройке пирсов возможен будет одновременный прием десяти пароходов. Теоретически в данный момент1 норт может переработать в сутки до 6 . 0 0 0 тонн груза в оба направления, но пирсы построены на-спех во время Евро пейской войны, требуют значительного ремонта, тре буется постройка складочных помещений, вполне годных для приема и хранения различных грузов, требуетея постройка гостиницы, жилых и служебных помещений, так как развитие экспортно-импортных операций уже и сейчас вызывает появление в Мурманске целого ряда контор, для которых помещения отсутствуют. Увели чение кадра служащих и рабочих порта пеизбежпо п о следует в ближайшем будущем, так как кроме рас тущего быстро экспорта, можно ожидать, папример, направление всего ввоза американского хлопка исклю чительно через Мурманск, в виду того, что это напра вление является кратчайшим и наиболее выгодным. Необходимо образование порта мощными кранами (имею щиеся краны плавучие в 35 —- 4 0 топн). Устройство элеваторов является, очевидно, задачей ближайшего бу дущего, так же, как и устройство особых угольных эстакад и складов. Очевидно, что дорога, вступая в до говорные отношения по экспорту и импорту, берет на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz