Вестник Мурмана. 1924, № 8.

№ S (60). M У P M А H А. 3 МУРМАНСКАЯ ДОРОГАИМУРМАНСКИЙПОРТ. Правлением Мурманской дороги в организационную секцию Трансплана и отдел портов ЦУМОР, а также плановую комиссию Сев.-Зап. Обл. Экосо препровождены доклады с возбуждением ходатайства о передаче Мур­ манского порта в ведение Мурманской дороги. Вопрос о подчинении Мурманского порта Правлению дороги был возбужден в декабре прошлого года, на имя Ц было отправлено соответствующее ходатайство. Главным мо­ тивом ходатайства было указание па тесную связь орга­ низации погрузочно-разгрузочных работ в порту с р а ­ ботой дороги но подаче и уборке вагонов. Территории порта и дороги неразграничены, п вся деятельность, направленная к расширению грузооборота Мурманского порта, тесно связана с работой по привлечению на до­ рогу экспортных и импортных грузов. Возбужденный Мурманской дорогой вопрос был де­ тально рассмотрен в специальном совещании в ЦУМОР’е S-го япваря с. г., совместно с членом Госплана тов. ІІальчинским, представителем Мурманской дороги, ЦУЖ ЕЛ 'а и Госторгфлота. Совещание признало, что передача Мурманского порта пе противоречит общим принципам- которые должны быть положены в основу повой системы управления портами. Для принятия окон­ чательного решения Совещание затребовало от Мур­ манской дороги представление следующих сведений; 1) доказательства, что интересы дороги настолько пре­ вышают интересы других клиеитов порта, что рацио- иальпо сосредоточить управление портом в русских жел. дорогах, 2) перспективного плана совместного развития деятельности дороги и порта, 3 ) представить конкрет­ ные формы управления дорогой, портом и ее взаимоот­ ношений с Центром в этой области. Необходимо отметить здесь же, что состоявшееся в декабре с. г. 1-ое Дорэкосо при Мурманской дороге, в которой приняли участие представители от 30 ра з­ личных предприятий и учреждений но этому вопросу постановили ходатайствовать о присоединении Мурман­ ского порта к Мурманской дороге, так как таковое является крайне необходимым и будет существенно спо­ собствовать ѵспешиой работе порта. Вопрос об ооъеди- нении железных дорог с портами имеет уже свою ис­ торию в России. Об-во Китайско-Восточных жел. дор. имело 8 сроч­ ных пароходов и линий, свои пароходы, сеть загра­ ничных агентств, пристани п мастерская. Владикавказ­ ская жел. дор. располагала в Новороссийске приста­ нями и элеваторами, крупнейшими в России. След­ ствием явилось то, что экспорт через Новороссийск уве­ личился с 7 .5 0 0 пуд. в 18 8 7 г. до 4 0 .0 0 0 .0 0 0 пуд. в 1 8 9 5 г. Виндавская жел. дор. оборудовала в Вин- даве самую деятельную часть вывозного порта с набе­ режными, пристанями, холодильники и элеваторы. Гру­ зооборот Виндавской жел. дор. увеличен с 13 .ООО.ООО иуд. в 19 0 2 г. до 4 0 . 0 0 0 .0 0 0 пуд. в 1913 г. Разумеется, громадную пользу для дела принесет объединение Мурманского порта с Мурманской дорогой, имеющей много особых задач и массу возможностей и средств для развития порта. Положением СТО от 25-го май прошлого года Мурманской жел. дор. нредоставено 3 .0 0 0 .0 0 0 десятин с богатейшими недрами и лесными массивами для к о ­ лонизации и экенлоатации лесных богатств. Обладая лесными богатствами и перевозочными сред­ ствами, дорога может только придти на помощь своему порту в деле его устройства и достройки, ремонта и дальнейшего развития в отпошенпи увеличения причаль­ ной линии, постройки жилых и складочных помещений, устройства эстакад и т. и. Предвидится эксплоатация лесных массивов с целью экспорта, которая тоже будет способствовать развитию порта, уже поступают предложения на поставку лесных материалов из-за границы. Дорога приступила уже к ор~ гапизации своих лесных заводов. Мурманская жел. дор., как дорога пионерно-колонизационная, стремится к ожи­ влению и развитию рыбных промыслов в водах Белого моря и Северного Ледовитого океана. С этой целью ор­ ганизованы рыбные промыслы „Ж елрыба", деятельность которой выражалась в удешевлении проезда рыболовов, припятип мер по снятию акциза на соль, развитие хладо- транспорта, намечаются постройки холодильных скла­ дов в Мурманске и т. д. И в этом отношении важно, чтобы дорога и порт находились в одних руках без той двойственности в управлении, которая имеется в на­ стоящее время. Правление Мурманской дороги выработало и про ­ вело пониженные тарифы для важнейших ввозиых и вы­ возных грузов. Иравлевие Мурманской жел. дор. доби­ лось (декрет СНК от 2 8 /у 2 3 г.) значительных пони­ жений таможенных пошлин при перевозках через Мур­ манский порт и тем отвлекло много грузов от портов Латвии и Эстонии. Но соглашению дороги с Центро- текстилем и Центросоюзом через Мурманский порт вы­ везено более 8 0 0 .0 0 0 пуд разных грузов. Правление добилось уже направления на Мурмшскнй порт и экс­ портных грузов. Для перевозки экспортных хлебных грузов заключено Правлением дороги соглашение с Хле­ бопродуктом, Госбанком и Центросоюзом, по которым дорога приняла на себя перевозку, выгрузку из ваго­ нов, погрузку на пароходы в общей сложности 1 .5 0 0 .0 0 0 пуд. б месяц с выполнением всех таможенных и пор­ товых формальностей, с обязательством обеспечения грузов помещениями. Организовано прямо через Мур-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz