Вестник Мурмана. 1924, № 8.
'Z2 В Е С ! ' H И К № 8 (60). влиянием Франции, Россия расположила на границе большие отряды кавалерии, что ставило под угрозу Позен и Шлезвиг. Все начатые при императоре Вильгельме I постройки были выполнены полностью в мое царствование. Если сравнить железнодорожную карту 1014 года с картой 18 8 8 , то поражаешься достигнутыми в этот промежуток времени результатами. Особенно развилась за это время железнодорожная сеть на востоке и больше всего в во сточной Пруссии. Если бы не это преимущество же лезнодорожных путей,' восточная часть империи погибла бы в 1 9 1 4 году. Лишь министр Тилен понял нужды восточной части государства и ту настоятельную необходимость ускорить ради военных целей постройку железнодорожных ш те іі по направлению нашей восточной границы. Тилен был старый верный служака, горячо преданный делу и мне, и пользовался моим глубоким уважением. Показательны его слова на открытии Эльба-Траве-канала в Любеке, где присутствовал я и масса приглашенных; Министр сказал: „Средний капал нужен и будет выстроен". Наши отношения вплоть до его отставки не были пичем омрачены. Имея в виду военные нужды железнодорожного дела, на пост министра путей сообщения был назначен Будде, бывший ранее начальником железнодорожного отдела при генеральном штабе. Он был мне известен, как большой работник, полный энергии и решимости; он выполнил все военные проблемы нашего железнодорожного дела на обоих фронтах, т ак что мы, в виду все прогрессирующих военных подготовлений Франции и России, могли, ради защиты родины, принять соответствующие меры. Министр Будде без замедления принялся за дело и скоро был воздвигнут около Майнца громадный мост через Рейн, а также у Костгейма мост через Майнц. При этом были построены нужные ветви и соединения с правым бе регом Рейпа II Висбаденом, а также треугольник при Бибрих-Мосбахе. Будде был блестящий организатор и ве ликолепно справлялся с громадной массой своих подчи ненных, к которым относился с истинно отеческой з а ботливостью. Верный друг и поверенный моего отца, Фридберг, занимал пост министра юстиции при моем восшествии па престол; я относился к нему с тем же доверием и уважением, как и мои родители. Позднее я часто и охотно встречался с министром Везелером, но юстиция вообще не прельщала меня, я находил в пей слишком много педантизма, доктри нерства и мертвечины. Министра финапсов ПГольца я знал еще принцем и заседал вместе с ним в некоторых комиссиях. В то время в министерстве большую роль играл товарищ ми нистра Мейнеке. Не было положения, из которого этот ловкий человек не выпутался бы. ПІольц был умным и верным человеком, но слишком сухим, что отража лось на деле. С его уходом и назначением Микеля, о ко тором я уже говорил, в министерство влилась свежая струя; Микель сразу предложил мне реформу прусских финансов. У него было три проекта:, большой, средний и малый. Я сразу же рискнул к его удовольствию п р о извести большую реформу и к нашей общей радости ее удалось провести. - Министр внутренних дел моего деда Путткамер должен был удалиться во время DO дней. Меня это очень опечалило, так как я считав его уважаемым, умным человеком и рыцарем чести и благородства. В министре Брейтепбахе я приобрел прекрасного сотрудника для осуществления моих железнодорожных проектов. О годами из этого человека образовалась вы дающаяся личность. Его благородство и общительность, большие знания, острый политический взгляд и неуто мимая энергия заставили меня близко сойтись с пим. Оп работал в полном согласии с генеральным штабом II понимал всю необходимость принимаемых военным ве домством мер для защиты государства против будущего нападения врагов. Долго продолжавшийся спор по поводу прорытия среднего канала окончился, наконец, к моему полному удовлетворению. При Брейтенбахе постройка пошла быстрым темпом вперед. Строили канал частями и польза даже неоконченной работы превзошла все ожидания. Затем, приступили к расширению и углублению канала им ператора Вильгельма,— эго была очень тяжелая работа. Под Эмдеиом соорудили огромный морской шлюз. Сооружения шлюза и мостов вызвали удивление всего мира, так как они превзошли постройки Панамского канала. Я часто посещала Брейгенбаха. В его доме читались торгово-политические и экономические доклады и можно было переговорить о всевозможных вопросах со мно* гими знающими людьми и осветить разные проекты со всех сторон. Все большие вокзалы, шлюзы и мосты представлялись мне в планах министром. Я дольше остановился па этих обстоятельствах, так ка к хотел доказать, во-первых, — насколько каждый монарх может влиять на развитие своего государства личным вмешательством. Во-вторых,— как важен его не зависимый от партийных взглядов выбор умных рабо тоспособных сотрудников. В-третьих, — какие блестящие результаты достигаются, когда люди работают совместно с государем и чувствуют его доверие к себе. В нашей совместной работе все было ясно и честно. Нашей целью было благо родины, ее развитие и укрепление, поэтому и работа оказалась плодотворной. С министерством вероисповеданий и народного про свещения у меня естественно были очень близкие и не прерывные сношения. Из министров этого ведомства н а зову Гисслера и Тротта, как наиболее выдающихся. В лице директора Альтгофа они имели гениального сотрудника. Из собственного опыта я узнал все неприглядные стороны школьного, особенно гимназического воспитания. Философский подход делал образование очень односто ронним. В Кассельской гимназии я провел три года от 1 8 7 4 до 18 7 7 г. и наблюдал воодушевление и восторг юно шества по поводу франко-прусской войны 1 8 7 0 / 7 1 года и создания единой германской империи. Но сознание „civis Germanis sum “ , т. е. „я н емец", было ему еще чуждо. Пробудить в молодежи это сознание и глубоко заложить его в их нежных сердцах было непосильной задачей для педагогического персонала с его сухой древне-философской программой. Изучение отечественной истории, которое так способствует развитию любви к отечеству и стремления к его славе, было в''загоне.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz