Вестник Мурмана. 1924, № 8.

№ 8 (60). ' М У Р М А Н А. 17 Мурмане русскими промышленниками выражается в сле­ дующих цифрах по десятилетиям: 1 8 8 0— 18 8 9 гг. . . 5 9 0 . 4 8 8 пуд. 1 8 9 0 - 1 8 9 9 „ . . G 2 7 .1 14 „ 1 9 0 0 - 1 9 0 9 „ . . 3 8 0 . 7 8 5 „ при количестве ловцов 3 — 3 ,5 тысяч. Для последующих годов имеются следующие цифры: 1 9 1 0 г....................... 3 9 1 . 0 0 0 пуд. 1 9 1 1 ............................. 3 6 6 . 0 0 0 „ 1 9 1 2 ............................. 4 7 6 . 2 3 4 „ 1 9 1 3 „ ...................... 5 3 0 . 4 7 6 „ В виду того, что па Мурмапе (в Баренцовом море) появляется та треска, которая после икрометания у Лафотепскпх островов (Норвегия) идет мимо Финмар- кепа к Мурману, следуя теплым течепием Гольфстрема и откармливаясь в пути, интересно сравнить данпыя по улову па Норвежских и Мурманских промыслах: Общие уловы, в ыилл. руб. Годы. Мурман. Финмарк. иЛафотен. 1900 . . . 3,0 23,8 1901 . . . 3,5 22,1 1902 . . . 2,6 24,5 1903 . . . 2,1 24,4' 1904 . . . 1,2 25,6 1905 . . • М 28,7 1906 . . . 1,9 31,1 1907 . . . 2,1 33,3 1908 . . . 2,0 28,4 1909 . . . 2,8 30,1 считая вес 100 рыб равпым 2 7 0 клгр. Количество ловцов на указаппых норвежских про­ мыслах было от 2 0 до 30 тыс. (Брейтфус, там же). Таким образом, мы видим, что на Мурмапе ловится той же трески в 1 0— 15 раз менее, чем па Лафотеп- ских и Фипмаркенских промыслах. Специалисты определяют количество рыбы, которое можно добыть на Мурмапе, до 2 0 и более милл. пудов в год. Совершенно ясно, что о таких уловах в течение первых лет не приходится и думать, в особенности, какой-либо одной организации: не говоря о финансовой стороне дела, для такого развития промыслов на первое время не будет ни достаточного количества опытных команд и руководителей, ни складочных помещений, пи иодвижпого состава для отправки улова внутрь страны. Поэтому можно сказать, что задачи железнодорожных рыбных промыслов почти пеограничены в пределах имею­ щихся средств. ‘ Самую организацию этих промыслов мы представляем себе в следующем виде. 1. В основу промыслов должен быть положен трал- ловый лов в виду его большей добычливости. Количество траулеров должно быть пе менее двух, имея в виду возможность временного бездействия одного из них в случае какой-либо аварии. Желательно оборудование траулеров механическими рефрижераторными устройствами или снабжение их льдом перед выходом в море для возможности отправка рыбы в свежем виде, так к а к свежая рыба расценивается не менее как в два раза дороже, чем соленая; камбала же в свежем виде расценивается еще дороже, соленая же ценится даже ниже трески. Н а траулерах должен быль достаточный запас смен­ ных частей и инструментов для починки снастей во время плавания, не заходя в порт. На случай аварий, не требующих ввода судна в док, необходимо устройство удобной, хотя бы самого легкого тина, пристани с подъемпым краном, возможно ближе к железнодорожным мастерским, во избежание перета­ скивания вещей на далекое расстояние, а также небольшой кузницы и слесарно-мехапической для работ, которые можно произвести на месте. 2. Желательно устройство около этой пристани Мор- топова эллинга для вытаскивапия легких промышленных и вспомогательных судов, как собственных, так и част­ ных промышленников— поморов, и устройство там же павеса или сарая для ремонта и храпенпя этих судов. 3. Команда судов должна быть составлена из опыт­ ных людей, при чем часть их и командир должны быть знакомы с ходом работы в районе лова, т. е. в Б а ­ ренцовом море и Канинско-Мезепском районе, и с р а з ­ делкой рыбы по голландскому способу, т. е. с удале­ нием хребтовой кости п сгустков крови, чтобы с самого пачала давать на рынок продукт высокого качества. 4. Н а ряду с организацией собственного тралло- вого лова необходима совместная деятельность с част­ ными ярусными промышленниками-поморами п а основах того или другого соглашения; например, можно обусло­ вить сдачу промышленниками известного процента улова но определенной твердой цене, или по цепам, несколько более низким, чем существующие на рынке в данное время; взамен этого, промышленники могут иметь неоце­ нимые для них выгоды в виде снабжения их Управле­ нием промыслами по твердым же ценам снастями, на­ живкою, солью, льдом и т. п., ремонта судов, а также в виде посылки парохода для сбора их улова; пароход этот должен быть с рефрижераторным устройством или снабжен мелким льдом и солью, чтобы мороженый или соленый продукт был вполне све?ким, чего нельзя достичь, если рыбу не подвергнуть тотчас же по улову действию холода или консервирующих средств. 5. Необходима организация наблюдения за ходом рыбы и извещения о таковом своих траулеров и по­ моров; наблюдение может быть осуществлено с судов, а кроме того, вероятно, с большим успехом с гидро­ планов, принимая во внимание скорость, с какою при этом способе возможно обследование больших пространств и яспую видимость глубин моря с высоты;* возможно, что военно-морское ведомство пойдет в этом вопросе па-встречу. 6. Необходимо устройство соответствующих скла ­ дочных помещений с мастерскими по изготовлению тары; для последней цели возможно использование вагонных мастерских, приспособив их и оборудовав подходящими древообделочными станками, что, со своей стороны, по­ высит их производительность для собственных надоб­ ностей, и таким образом будет достигнута обоюдная вы­ года— промыслов и дороги. На вопросе об устройстве складочных помещений следует сосредоточить особое внимание, так к а к столь чувствительный к условиям хранения продукт, как рыба, требует особо тщательного к еебе отношения; следует В-/ЖЖ0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz