Вестник Мурмана. 1924, № 8.

в год. Поэтому, Службе Эксплоатации предложено сде­ лать соответствующие категорические распоряжения и Припять твердые, меры к осуществлению поставленной задачи. В соответствии с этим в настоящее время Службою Эксплоатации даны линии надлежащие распоряжения о принятии мер к повышению использования силы тяги паровозов. Поезда должны выпускаться не иначе, как с тщательным учетом количества имеющихся к отпра­ влению вагонов на всем участке, а также сообразуясь с подходом поездов с соседних участков. Лишь при условии использования паровозов в полной мере хотя оы н а одном из перегонов^. поезд может быть отправлен в грузовом направлении; в случае недостатка груженых вагонов для сборных поездов они должны пополняться вагонами с транзитным грузом. В случае недостатка по­ следних поезд должен отменяться за исключением особых случаев (живность, скоропортящиеся грузы и т. п.). ^ Проведение намеченных мероприятий в яшзпь должно самым благотворным образом отразиться па хозяйстве дороги. Задача не только администрации, но и каждого рядового железнодорожника со своей стороны и на своем месте содействовать наиболее полному осуществлению намечаемых мер и тем способствовать .скорейшему оздо­ ровлению и подъему дорожного хозяйства. ^ вопросу о рыбных промысдах на Рурглзне. В связи с образованием при Правлении Мурманской жел, дор. специально рыболовного органа, носящего сокращенное название „Желрыба“ , вопрос о рыбных промыслах па Мурмане приобретает для дороги значи­ тельный интерес, с одной сторопы, как вопрос о пред­ приятии, которое при правильной организации даст круппый прямой доход и неменыпую косвенную выгоду в виде известного количества груза для перевозки, с другой же стороны— как дело государственного зна­ чения, обязывающее Правление перед страной. Доказывать государственное зпачение Мурманских промыслов, думается, нет надобности—об этом слишком много писалось и говорилось и, к сожалению, преиму­ щественно только писалось и говорилось. В настоящей статье мы попытаемся выяснить те основы, па которых должна быть построена организация Мурманских промыслов, имея в виду также их связь с железной дорогой. Прежде всего напомним несколько фактических и цифровых данных, известных, конечно, всем сколько- нибудь интересующимся данным вопросом, но которое небесполезно привести па память в начале во избежание отвлечения в сторону в дальнейшем изложении. Как известно, на Мурмане практикуется почти с незапамятных времен ярусный лов трески, дающий, однако, далеко не блестящие результаты; главными при­ чинами. препятствующими успешности дела, является отсутствие палубных судов и наживки; кроме того, имеются и другие довольно серьезные препятствия— недостаток соли, отсутствие осведомления промышлен­ ников о предстоящих переменах погоды и о миграции рыбы, необеспеченность в снастях и т. п. Вследствие плохих мореходных качеств распространенных на Мур­ мане беспалубпых судов, местные промышленники не могут выходить в море при сколько-нибудь свежей погоде, теряя большую часть времени в такой степени, что, по свидетельству известного авторитета, исследователя Мурмана, Брейгфуса, они использовывают не более 2 5 — 8 0 % рыболовного селопа против того, что могли бы использовать, имея палубные суда; часто упускается и благоприятное в смысле погоды время из-за отсутствия наживки вследствие неимения хранилищ для нее. Многие из перечисленных препятствий могут быть устранены без особого труда, на первые же два должно быть обращено особое внимание. Кроме ярусного лова, па Мурмане применим с еще большим успехом тралловый лов; русских траулеров почти не работало, иностранцы же в последнее время стали все более и более развивать свои промыслы, главным образом, аамбалы. Насколько этот лов выгоден, усматривается хотя бы из того обстоятельства, что английские траулеры приходят в Мурманские воды из Англии по 6 — 8 раз в сезон, несмотря на отделяю­ щее их расстояние свыше 2 . 0 0 0 миль, увозя за каждый рейс по 4 — 5 тыс. пуд. рыбы. Считаю необходимым здесь же указать на один весьма ложный и, к соліалеиию, довольно распространенный взгляд, или, верпее, даже предрассудок, в силу которого ярусный лов рассматривается, как пережиток, который должен быть изжит путем перехода на тралловый лов. Следует иметь в виду, что тралловый лов применим преимущественно в тех местах, где неприменим ярусный лов— п, наоборот; кроме того, тралловый лов доступен только круппым организациям, обладающим большим капиталом, тогда как ярусный не требует крупного капитала и доступен мелкому промышленнику— кустарю или артели^ поэтому следует его не подавлять, а всемерно поддерживать, в результате чего получится увеличепие улова и заселения побережья, что, в свою очередь, даст контингент опытных моряков, пригодных для пополнения тралловых комапд; таким образом, оба рода промысла будут взаимно доиолнять друг друга. Но данным Брейтфуса (Рыбп. пром. русск. помор., его прошл. и наст.), средний годовой улов рыбы на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz