Вестник Мурмана. 1924, № 8.
10 В Е С Т Н И К H i 8 ( 60 ). продуктов и самых насущных предметов потребления, а Правлению дороги— предложить обсудить вопрос о воз можности организации снабжения служащих всем необ ходимым посредством специального коммерческого аппа рата и соображения поэтому вопросу представить в НКПС. 5. Просить Ц К ж. д. обратить внимание па усиле ние работы Доркультотдела, так как северная часть до роги совершенно лишена книг и развлечений. ДУН Чернов. ~jH»-------- ----- Достижения Мурманской жедезной дороги и оценка их [іервьш Зкономичееким Совещанием |5урм. ж. д. IV. Об экономических обследованиях в районе Мур манской железной дороги1)- В условиях работы Мурманской железной дороги— имеющей пионерное значение, особое значение приобре тает всестороппее изучение ее района д ія того, чтобы определить пути практической деятельности в отношении развития его производительных сил. Весной 1 9 2 0 года Мурманская железная дорога вступила в период мирной работы, но в прямом между народном сообщении она в силу сложившихся полити- тических конъюнктур работать не могла, не имела до рога и местных грузов, отсутствие которых объяснялось не отсутствием в крае природных богатств, а исключи тельно слабой его заселенностью—отсутствием человека, первопричинпого момента всякой хозяйственной деятель ности и отсутствием путей сообщения. Природные бо гатства не использовались, редкое местное паселепие вело хозяйство, по типу приближающееся к натуральному хозяйству, и были довольно распространены сомнения в возможпостп внедрения в край пришлого паселения— вследствие его суровых естественно-исторических условий. Все это ставило хозяйство Мурманской железной дороги в невозможно тяжелые условия. Вместе с этим еще в 1 9 1 9 году на обширном со вещании в Академии Наук было признано, что Мурман ская железная дорога является основным фактором в деле экономического оживления края и должна управлять т а ковым оживлением. И вот мы видим, что в составе Управления дороги организуется маленькая ячейка, задачей которой ставится обследование условий работы железной дороги и изучение прилегающей к ней территории Олонецкого и Мурман ского края. В осуществление последней части задачи Управление дороги стало на путь привлечения к работе по изучению края ряда учреждений, частных лиц и представителей науки, заинтересованных в оживлении Севера, и созывало ряд экономических совещаний, ко торые преследовали цель установить деловую связь между учреждениями, ведущими свои ведомственные работы па Севере и полнее использовать накопившийся у них обследовательский материал, приведя его, так сказать, к одному знаменателю. В процессе обследования условий работы железной дороги прежде всего надлежало выяснить, что пред ставляет из себя то население, которое обслуживает железную дорогу. Обследование населения производилось *) Но докладу щ онзводнтеля работ Колонизационного Отдела Правления Н. II. Раевского па Первом Дорожном Экономическом Совещании (см. „Вестник Мурмана“ №№ 49, 51. 1923 г. 1, 3 н 6— 1924 г.). по методу исчерпывающего учета, по специально для того выработан пой карточке, вопросы которой охватывали все стороны жизни железнодорожника. Таким путем была обследована часть линии железной дороги от Мур манска до ст. Урос-Озеро. В результате разработки полученного таким образом материала, выявилась полная картина быта железнодо рожников, наметились необходимые мери к его улуч шению и, наконец, рассеялись сгустившиеся над дорогой и обслуживаемой ею территорией мрачные тени— легенда о необычайной суровости местных условий быта и хо зяйства, а также отпали все сомнения в возможности существования на суровом севере пришлого паселения. Прежде всего выяспилось, несмотря на паническое, если так можно выразиться, бегство железнодорожников с линии дороги, часть их все же осталась на месте — следовательно, связала свою жизнь с жизнью края. Выяснилось, что оседали в громадном большинстве случаев многосемейные с несколькими работниками в семье— элемент более экономически крепкий. Определились места выхода пришлого населения н оседающей его части. Выявилась большая хозяйственная работа железнодо рожников, заключающаяся в разведении скота, устройстве огородов, покосов и т. п. Полученные цифры рисуют яркую картину того, кто оседал, как ежегодно увеличивалась площадь обрабаты ваемой под огороды земли, как увеличивалось количество домашпего скота и т. д. Любопытно при этом сопоста вление данных за ряд лет. Оказывается, что одновре менно с тем, как количество железнодорожников из года в гое уменьшалось, площадь обрабатываемой земли уве личивалась и увеличивалось количество скота. Показа тельно и то, что в первый год, з а который имеются данныя, количество крупного рогатого скота было незна чительно, преобладал мелкий рогатый скот (по преиму ществу козы) и кролики. Из года в год количество мел кого рогатого скота и кроликов падало, а возрастало количество крупного рогатого скота и свиней, при чем последних в первые два года, з а какие имеются сведения, пе было вовсе. Все сказанное является неоспоримым показателем культурно-хозяйственного освоения железнодорожником прорезываемого дорогой края и ярко иллюстрируется рядом диаграмм, таблиц-диаграмм и фотографических снимков, представленных Докладчиком вниманию сове щания. Кроме того, было подмечено одно явлепие—куль* турпое влияние н а местное население пришлого. Местное население стало уделять больше внимания огородам^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz