Вестник Мурмана. 1924, № 7.

льдов целыми холмами,,, с там ух ам и ", до 3-х метров высоты . Стамухи сидят на глубине моря более 2-х метров . Т П К приб авл я е т , что „ понятно , никакая л едо к о л ьн ая борьба с этими ледяными горами н е ­ во зм ожн а " . Н а гром ожд ени я льда попадаются з н а ­ чительных ра змеров , имеющих форму островов. Торосы во звыш аются более, чем на 7 7 2, метров при глубине в 7 ,2 м етр а . Найдены т а кж е полосы сж а т и я льда , представляющие н ачал а образо- вани я торосов, я вл яющ и ес я х ар ак терной особен ­ ностью движущихся льдов средней части Финско го з алива . Они прино ся т значи т ельный вред п л а в а ­ нию во льдах , которое с т а н о ви т с я кр айн е з а т р у д ­ нительным . Вследствие при су тс тви я движущихся льдов в Финском з аливе , в 192 1 /2 2 гг. погибли пароходы „А ам о т і; и ,,К а п е л л а “, которые сели на мель и были з а т е р ты льдами. Н е л ь з я не присоединиться к пожеланию , чтобы н ача ты е исследования финских льдов дали полную картину ледяно го р еж им а Финского з алива . И з этих весьма интересных данных можно вы ­ вести одно заключение, что п риверж енцы Б а л т и й ­ ского н ап р а вл ени я наш е го международного т о в а р о ­ обмена, и гнорируя пр еимущества никогда н е з ам е р ­ зающего Мурманского порта, игнорируют, однако, и все фи зиче ские трудности и п р еп я т с тв и я зимней нави гации и злюбленного ими Б алтий ско го напра* вл ен и я . Если зим а прошлого года, по их словам, п р е д с т а в л я л а исключительное я вл ени е з а 2 5 лет, то т е к ущ а я зима, как мы видим, ок а з ал ас ь еще более т яж ел ой дл я зимнего пл а в ани я не только в Финском заливе , но и во всем Б алтий ском море. А ведь эти т яж е лы е условия зимней навигации Б а л тий с к о го моря ведут з а собой и весьма большие з а тр удн ени я для международного товарообмена , в виду чре зм ерно го повышения экспортных и им ­ портных фрахтов и страховых премий . Например , в д екабр е импортные фрахты Госбалтпароходства н а хлопок, и з Гамбурга повысились до неслыхан ­ ной цифры 70 шиллингов за тонну , вместо 21 - 2 2 шиллин гов л е тн е г о времени , т. е. более, чем втрое против последнего . Точно т а кж е повысились все экспортные фрахты на пиленый лес и т. д. Если бы было во зможно точно подсчитать , сколько п е р е п л а т и л а Р е спублик а на зимних импортных и экспортных фрахтах в зимние камп ании прошлого и текущ е го годов, то, несомненно , получилась бы очень крупная сумма, и зрасходованная совершенно УДР’ы и Обыкновенно принято думать, что УДР -ы на местах з авалены о тв е т с тв енн ой и серье зной р а ­ ботой, при чем настолько крупной и серье зной , что некогда о бр ащ а т ь внимание на маленькие недостатки м е х ан и зм а—на мелочи. Это , конечно, верно, но что можно было бы уделить время и для всех этих маленьких мелочей , и з которых в совокупности сос тавляют ся крупные и д аже под­ час более крупные, чем основн ая работа У Д Р - в— э то тож е верно, напрасно и з - з а одного наш е го п р ен е бр еж ен и я к Мурманску. И ныне , в текущую зиму, когда н ел ь зя проникнут ь в порты Б а л т и й с к о г о моря и з - з а зим ­ них льдов, суда ле гко го у с тройс тва совершенно свободно, бе з всяких с тесн ений и без помощи ледоколов приходят и уходят из Мурманского н е ­ замер з ающ е го порта . И движение судов з а г р ан и ч ­ ного п л а в ан и я в Мурманском п ор т е было бы г о ­ раздо более зн ачи т ельным , если бы руководители наш е го п ароходства не ц епл яли сь зимой з а одни Б а л тий с ки е порты . Т ак , из опубликованных в ТП К данных (о распределении судов Госбалтпароходства на. зиму 1923 /24 г.) о к а зы в а е т ся , что два лучшие быстроходные парохода „Герцен* и ...Рошаль'1' вместо срочных рейсов Л е н и н г р а д - -Л о н д о н , будут п о с та вл ены ' на рейсы Р и г а— Лондон , или после з ам е р з ан и я Р иж ск о го порта . В и н д а в а—Лондон . Дл я работы в Б алтий ском море о с тавл ены т а кж е пароходы „П р о л е т а р и й “ и „Д е л е г а т * . С ам а я мно го ­ чи сл енн а я группа, с о с т о ящ а я из 8-ми пароходов, будет об служива ть линии : Ч ерно е м о р е—Англия -— Кон тин ен т , с зерном н а кон тин ен т и с углем в порты Ср еди з емн о го моря . Всего лиш ь 5 п а ро ­ ходов; „ С п а р т а к 1', „ Б о л ьш е в и к а, „Гарибальди**, „К арл Л и б к н е х т “и „Красный Л ен и н г р ад " предна ­ значены обслуживать линию Мурманск— Ан гли я— Герм ани я , вы во зя зерно и вво зя у голь и хлопок. Между тем , с т а р а н и я П р а в л ени я Мурманской до* роги создали нас тол ько б л а гоп ри я тны е эк о н ом и ­ ческие условия для импорта и э к спор та через Мурманск, путем у с т ан о вл ени я дифф еренциальных таможенных пошлин и пониженных ж е л е зн о д о ­ рожных тарифов , уд еш ев л ени я накладных п о р т о ­ вых расходов и т. д.. что для сколько -нибудь п о л ­ ного и споль зовани я импортно -экспортных в о зм ож ­ ностей Мурманска тр е б у е т с я зн ачи т ельно больший т о н н аж , чем пр едоставленное ему число п ар о х о ­ дов и количество грузов. Н е з ам ер з ающ ий Мурм ан ­ ский порт в есьм а убедительно уже дока зал , что мы зимою можем п ол ь зова т ь ся очень небольшой частью тр ан зи тны х услуг соседей дл я импортных и э к сп ор т ­ ных операций во всесоюзном масштабе . Поэтому нужно п ож е л а т ь только одного, чтобы руководи ­ т е ли наш е го международного тов арообм ен а не з а ­ бывали всего го сударственно го зн а ч ен и я Мурм ан ­ ского не з ам ер з ающ е го порта и помогали бы ему по существу . А. Арнольдов, мелочи. Бы в аю т очень характерные мелочи, которые обходятся дороге очень дорого, только потому, что н е т именно т ако го гла за , который мож е т с в о е ­ врем енно их з ам е ч а т ь , а ведь прин я то думать, что У Д Р ‘ы я в л яю т с я пред ст ави тел ями Уполнар- ком п у ти и глазом П р а в л ен и я на районах . Ведь офи ­ циально это так , а в д ей стви т ел ьно с ти бывают „м а л е н ь к и е “ о тс тупления . Предположим , что П р а ­ вление дороги в теч ени е 3 м есяц ев бор е тся за такую мелочь, не более не менее выражающуюся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz