Вестник Мурмана. 1924, № 6.
№ 6 (58). МУРМАНА. 3 ' Доетижения Щурманекой железной дороги и оценка их Первым Экономическим Совещанием ДОурм. ж, д. Ш. О материальном снабжении дороги и взаимном кредитовании транспорта и промышленности *)• досматривая вопрос о материальном снабжении Мур манской железной дороги, нельзя хотя бы вкратце не остановиться па структуре аппарата, ведающего этим снабжением. До образования Правлений железных дорог аппарат этот на Мурманской железной дороге, как и на прочих дорогах сети, бил представлен Материально-Хозяйствен ной Службой, которая была занята получением от Центра материалов и топлива и распределяла их по линии. Когда была произведена общая реконструкция унра- пленил транспортом и были организованы Правления железных дорог, то, кроме Материально-Хозяйственных, ставших называться просто Материальными Службами мри Управлениях дорог, были образованы еще Хозяй ственные Отделы при Правлениях. Последние несли заготовительные функции, а первые распределительные. Так было и на Мурманской железной дороге. Почти сразу же обнаружились дефекты такой струк туры, заключающиеся в том, что обслуживание одной и той же отрасли железнодорожного хозяйства произво дилось двумя однородными аппаратами. Распылялась, так сказать, и ответственность за правильное ведение дела: Материальная Служба несла ответственность только на распределение и рассылку материалов по линии, it Хозяйственны?! Отдел за их заготовку. Правление Мурманской железной дороги, учитывая ненормальность создавшегося положения, почти одним нз первым по всей сети железных дорог, признало необхо димым слить Материальную Службу и Хозяйственный Отдел, что н было сделано. Эта мера, с одной стороны, дала соответствующее сокращение штата, а с другой — сосредоточила заготовительные функции распределения и рассылки материалов в,одном органе, который несет уже полную ответственность за все дело в целом. Кроме того, в процессе дальнейшей работы Правления дороги обнаружилось, что линейные аппараты Хозяй ственно Материального Отдела в виде его участковых воптор (МЧ) являются совершенно излишними. При • детальном обследовании этого вопроса оказалось, что от наличия участковых контор дело не только не выигры вает, а существенно страдает. Благодаря им создается лишняя инстанция между материальными складами, скла дами топлива и ’"Хозяйственно-Материальным отделом, вызывается лишняя переписка, из-за нее в работе проис ходит задержка, дороге приходится содержать лишний штат и т. д. Поэтому участковые конторы (МЧ) и были упразднены и за счет нх был усилен персонал, обслу живающий склады, с таким расчетом, чтобы вся отчет ность находилась не в какой-либо последующей инстанции, а непосредственно у самих складов. Вместо упразднен ных участковых контор, которых было четыре, были 1) Ііо докладу члена Правления Е О. Ефимова на Первом Дорожном Экономическом Совещании при Пран.іепші Мурманской дор. (см. „Всгтнвгс Мѵішара* ЛЬѴ? 49 и 51, 1923 г и 1 в 3 \ т г.) созданы линейные ревизоры в количестве двух, по числу их участков со штатом в 4 человека. Эти мероприятия дали возможность произвести по Хозяйственно-Материальному Отделу значительное сокра щение штата, который в конце концов предполагается довести до 71 человека служащих по Правлению, но линии до 2 6S человек служащих и 8 0 6 человек дрово- кладов и рабочих, а всего до G45 человек. Л о сравне нию с 1921 г. сокращение штатного состава выразится около 50°/о, при чем, как показывает опыт, работа в целом от этого отнюдь не страдает, а сам аппарат становится более гибким и приспособленным к выпол нению возложенных на пего обязанностей. Каковы же те условия, в которых протекала работа по материальному снабжению дороги? В предшествовавшем номере „Вестника Мурмана* было дано освещение работы дороги ’) и там, между прочим, усматривается, в каком виде Правление при няло Мурманскую железную дорогу. Дорога была принята в совершенно недостроенном виде, железнодорожное хозяйство было в самом печальном состоянии, обслужи вающие дорогу агенты в смысле жилищ были размещены плохо и весьма значительная часть их жила в приспо собленных для жилья вагонах— „красных городках4*. Все это вынуждало Правление принять срочные меры к достройке дороги, ликвидации жчлищного кризиса путем увеличения жилищной площади и т. д., без чего вести правильную эксплоатацию железной дороги оказы валось прямо невозможным. На первый год работ по шегройке дороги на одни только материалы, независимо от наличия их на скла дах дороги, потребовалось 5 7 0 . 0 0 0 руб. золотом. Надо сказать, что финансовое положение дороги было крайне тяжело и для того, чтобы приобрести все необ ходимые материалы нужен Сил исключительно кредит, но, благодаря разным коммерческим комбинациям, Пра влению дороги удалось 3 5 ° /о этой суммы уплатить наличпымп деньгами, а на 0 5 % получить материалы в кредит. Хозя йственно- Матери альный Отдел Прав лени я дороги поставил себе задачу приобретать все необходимые материалы от Государственных учреждений и избегать покупки их на частном рынке, дабы поддержать сосу да рствепную иромытленность. Несмотря, как это выяснится ниже, на целый ряд чисто коммерческих соображений и затруднений в выпол нении этой задачи, все же у государственных учрежде ний удалось закупить материалы на 7 0 °/о и только на 25°/о, па частном рынке. Почему же у Государственных органиваций не было закуплено на все І 0 0 ° / о? Здесь приходится констати ровать прискорбное явление, что у некоторых Государ ственных организации иногда материалы стоили значи тельно дороже, чем на частном рынке. Можно, для примера, указать на некоторые случаи расхождения цены на материалы, отпускаемые государ- ’) По докладу Председателя Правления „О работе дороги*4 Вестник Мурмана Л? 1, =
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz