Вестник Мурмана. 1924, № 6.
16 В Е С Т Н И К № 6 (58). Хозяйственная жизнь Мурманской губернии. Ж урманск за иоследпий год проявил особо боль- „ шве способности к развитию. Прежде всего строительное дело в городе приняло характер „строи тельной лихорадка"; пе проходит недели, чтобы в пре делах Мурманска не появлялся новый дом, а иногда и несколько сразу. Строит Откомхоз, Мурм. жел. дор., отдельные ведомства и учреждения, так называемое почтовое ведомство памерено построить в ближайший гад до 15 зданий. Это усиленное создаванис города вызвано, повидимому, культурно-экономическим разви тием как самого города, так и всего края в целом. В этом же направлении идет и помощь центра, который в 19 2 4 г. отпустил значительные суммы в распоряжение Мургубйсполкома, к таковым относятся: безвозвратная ссуда Коммунальному Отделу на строительные нужды н размере 2 1 6 . 0 0 0 руб. и ссуда иа усиление хозяйства и промыслов губернии в 2 6 0 - 0 0 0 руб. Торговая жизнь города также за последний год сделала крупный ша г вперед. Здесь открыли своп отде ления Центросоюз, Хлебопродукт, Гоеторг, местное тор говое учреждение Коммурторг, целый ряд постоянных представителей трестов и частные лица. Значительные обороты этих торговых организаций говорят за то, что торговле в Мурманском крае предстоит громадная бу дущность. Нужды железнодорожного населения широко и с успехом обслуживаются ТПО, имеющим свои мага зины как в Мурманске, так и во всех крупных стан циях дороги, кроме этого ТПО обслуживает н местное население, пе имеющее прямого отношения к железной дороге. Некоторые организации, как „Областрыба“ , „Жед- рыба“ п Центросоюз ведут большие заготовительные операции среди промыслового берегового населения. Гоеторг заготовляет преимущественно пушнину и про дукты оленеводства. В целях регулярного снабжения кочевого и помор ского населения губернии испрошено у Центра свыше 100 .000 пудов муки для устройства хлебозаготовитель ных пунктов, которые обслуживали бы нужды населения в хлебе. В виду развивающейся коммерческой деятельности местных организаций, в ближайшее время в Мурманске предполагается открытие Всекобапка, так как имеющееся здесь агентство Госбанка пе может вполне удовлетворять нуждам местной торговли п поднимающейся промышлен ности. Одним из крупнейших начинаний в области про мышленности следует считать поднятие в губернии лесо пильного производства. Мурманская дорога пустила в ход Хибинский лесопильный завод. В настоящее время идут усиленные подготовительные работы на Умбском лесо пильном заводе. Последний является одним из лучших в крае. Умбский завод обслуживался рабочей силой из местного населения, которого на заводе работало до 200 чел., а па заготовках для пего же свыше 6 0 0 чел., из всех 7 .0 0 0 чел., составляющих население Умбского района. Завод великолепно оборудован, шестирамный, с производительностью до 8 .200 стандартов в год, оце нивается по нынешним цепам около 1 . 0 0 0 .000 руб. Для эхеплоатации Умбского завода составилось Акц. Общ. из Губпспплкома, Мурм, жел. дор.. Общ. В.З.О-К. и некоторых других. Для оживлепия промысловой жизни па побережье Гос. Пароходством устанавливаются постоянные пароходные рейсы с заходом во все становища Мурманского берега. Внешняя торговля через Мурманский порт за по следние месяцы так же приняла довольно широкие ра з меры. Ввоз через порт за 1923 г. превысил 6 милл. пудов, вывоз,— до 0 ,5 милл. пуд., пе считая каботажных грузов. В связи с установлением па Мурм. жел. дор. твердой нормы пропуска до 50 вагонов в каждую сто рону, операции порта, несомненно, должны увеличиться. А. X. Кооперации mi Іурмааѳ необходима помощь. Понижение цен на продукты промышленности вызвало заметное оживление мурманского рынка; но это ожи вление не достигло полного развития, несмотря па все меры, принятые дорожной кооперацией. Дорожная кооперация без необходимого содействия со стороны соответствующих госорганов п других ко оперативных учреждений оказалась при скудных обо ротных средствах бессильной сделать все необходимое. Тяжелое положение кооперации усугублялось еще дефи цитом, полученным при ликвидации некоторых УЧТПО. Осуществление плана оживления рынка затрудняется еще и тем, что госорганы заключают сделки исключи тельно в банкнотах. Считая безусловно необходимым в современных условиях рассчитываться в банкнотах, нельзя пе указать на некоторые факты, вредно отражающиеся па деятельности ТПО Мурманского края. Так, грузы, отправляемые в Мурманск из П етро града, обычно следуют в пути довольно долго. Кассовую выручку представляется возможным получить лишь спустя 5 — 6 дней после получения товара на месте; выручка эта получается совзнаками; для обмена их на банкноты приходится переплачивать порою до 1 5 °/0 биржевой стоимости, что в общем итоге ложится тяжелым бремепем на того же транспортника-потребителя. Такое положение вещей ва месте, между тем, исполь зуют различные частные торговцы-спекулянты, готовые в течение чуть ли не одной минуты „реализовать" любую заработную плату железнодорожника, по 'таким образом, что от такой реализации долго трещит карман потре бителя. Чтобы устранить эту пенормальпость, чтобы в корне пресечь всякие попытки спекулянта строить свое благо получие на нужде рабочего мурманца, — нужна реальная помощь мурмапцу и, прежде всего, хотя бы относи тельно, "нормальное снабжение его предметами первой необходимости, и помощь эта должна носить характер срочной и ударной работы. Все препятствия па пути к этому должны быть во что бы то пи стало изжиты. Правление ТПО Мурманской ж. д., бесповоротно ставшее па такой путь, при самых тяжелых условиях денежной депрессии, сумело, однако, заготовить и рас пределить и течение одного декабря месяца по линии дороги— 1 .0 0 0 пудов сахару, 3 0 .0 0 0 п. хлеба, 2 .5 0 0 п.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz