Вестник Мурмана. 1924, № 6.

16 В Е С Т Н И К № 6 (58). Хозяйственная жизнь Мурманской губернии. Ж урманск за иоследпий год проявил особо боль- „ шве способности к развитию. Прежде всего строительное дело в городе приняло характер „строи­ тельной лихорадка"; пе проходит недели, чтобы в пре­ делах Мурманска не появлялся новый дом, а иногда и несколько сразу. Строит Откомхоз, Мурм. жел. дор., отдельные ведомства и учреждения, так называемое почтовое ведомство памерено построить в ближайший гад до 15 зданий. Это усиленное создаванис города вызвано, повидимому, культурно-экономическим разви­ тием как самого города, так и всего края в целом. В этом же направлении идет и помощь центра, который в 19 2 4 г. отпустил значительные суммы в распоряжение Мургубйсполкома, к таковым относятся: безвозвратная ссуда Коммунальному Отделу на строительные нужды н размере 2 1 6 . 0 0 0 руб. и ссуда иа усиление хозяйства и промыслов губернии в 2 6 0 - 0 0 0 руб. Торговая жизнь города также за последний год сделала крупный ша г вперед. Здесь открыли своп отде­ ления Центросоюз, Хлебопродукт, Гоеторг, местное тор­ говое учреждение Коммурторг, целый ряд постоянных представителей трестов и частные лица. Значительные обороты этих торговых организаций говорят за то, что торговле в Мурманском крае предстоит громадная бу­ дущность. Нужды железнодорожного населения широко и с успехом обслуживаются ТПО, имеющим свои мага­ зины как в Мурманске, так и во всех крупных стан­ циях дороги, кроме этого ТПО обслуживает н местное население, пе имеющее прямого отношения к железной дороге. Некоторые организации, как „Областрыба“ , „Жед- рыба“ п Центросоюз ведут большие заготовительные операции среди промыслового берегового населения. Гоеторг заготовляет преимущественно пушнину и про­ дукты оленеводства. В целях регулярного снабжения кочевого и помор­ ского населения губернии испрошено у Центра свыше 100 .000 пудов муки для устройства хлебозаготовитель­ ных пунктов, которые обслуживали бы нужды населения в хлебе. В виду развивающейся коммерческой деятельности местных организаций, в ближайшее время в Мурманске предполагается открытие Всекобапка, так как имеющееся здесь агентство Госбанка пе может вполне удовлетворять нуждам местной торговли п поднимающейся промышлен­ ности. Одним из крупнейших начинаний в области про­ мышленности следует считать поднятие в губернии лесо­ пильного производства. Мурманская дорога пустила в ход Хибинский лесопильный завод. В настоящее время идут усиленные подготовительные работы на Умбском лесо­ пильном заводе. Последний является одним из лучших в крае. Умбский завод обслуживался рабочей силой из местного населения, которого на заводе работало до 200 чел., а па заготовках для пего же свыше 6 0 0 чел., из всех 7 .0 0 0 чел., составляющих население Умбского района. Завод великолепно оборудован, шестирамный, с производительностью до 8 .200 стандартов в год, оце­ нивается по нынешним цепам около 1 . 0 0 0 .000 руб. Для эхеплоатации Умбского завода составилось Акц. Общ. из Губпспплкома, Мурм, жел. дор.. Общ. В.З.О-К. и некоторых других. Для оживлепия промысловой жизни па побережье Гос. Пароходством устанавливаются постоянные пароходные рейсы с заходом во все становища Мурманского берега. Внешняя торговля через Мурманский порт за по­ следние месяцы так же приняла довольно широкие ра з­ меры. Ввоз через порт за 1923 г. превысил 6 милл. пудов, вывоз,— до 0 ,5 милл. пуд., пе считая каботажных грузов. В связи с установлением па Мурм. жел. дор. твердой нормы пропуска до 50 вагонов в каждую сто­ рону, операции порта, несомненно, должны увеличиться. А. X. Кооперации mi Іурмааѳ необходима помощь. Понижение цен на продукты промышленности вызвало заметное оживление мурманского рынка; но это ожи­ вление не достигло полного развития, несмотря па все меры, принятые дорожной кооперацией. Дорожная кооперация без необходимого содействия со стороны соответствующих госорганов п других ко­ оперативных учреждений оказалась при скудных обо­ ротных средствах бессильной сделать все необходимое. Тяжелое положение кооперации усугублялось еще дефи­ цитом, полученным при ликвидации некоторых УЧТПО. Осуществление плана оживления рынка затрудняется еще и тем, что госорганы заключают сделки исключи­ тельно в банкнотах. Считая безусловно необходимым в современных условиях рассчитываться в банкнотах, нельзя пе указать на некоторые факты, вредно отражающиеся па деятельности ТПО Мурманского края. Так, грузы, отправляемые в Мурманск из П етро ­ града, обычно следуют в пути довольно долго. Кассовую выручку представляется возможным получить лишь спустя 5 — 6 дней после получения товара на месте; выручка эта получается совзнаками; для обмена их на банкноты приходится переплачивать порою до 1 5 °/0 биржевой стоимости, что в общем итоге ложится тяжелым бремепем на того же транспортника-потребителя. Такое положение вещей ва месте, между тем, исполь­ зуют различные частные торговцы-спекулянты, готовые в течение чуть ли не одной минуты „реализовать" любую заработную плату железнодорожника, по 'таким образом, что от такой реализации долго трещит карман потре­ бителя. Чтобы устранить эту пенормальпость, чтобы в корне пресечь всякие попытки спекулянта строить свое благо­ получие на нужде рабочего мурманца, — нужна реальная помощь мурмапцу и, прежде всего, хотя бы относи­ тельно, "нормальное снабжение его предметами первой необходимости, и помощь эта должна носить характер срочной и ударной работы. Все препятствия па пути к этому должны быть во что бы то пи стало изжиты. Правление ТПО Мурманской ж. д., бесповоротно ставшее па такой путь, при самых тяжелых условиях денежной депрессии, сумело, однако, заготовить и рас­ пределить и течение одного декабря месяца по линии дороги— 1 .0 0 0 пудов сахару, 3 0 .0 0 0 п. хлеба, 2 .5 0 0 п.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz