Вестник Мурмана. 1924, № 6.

Ѣ 6 (58). м У Р М А Н А. * 13 оказал Учебной Части Культотдел Ц К ж. д. и, отчасти, Цептральяый Совет но просвещению. В итоге, как уже упоминалось, организационная работа в главных своих основах была Учебной Частью, без нарушения учебного плана в подведомственных ей . учреждениях, проведена уже к середине ноября, а не­ избежные при каждой реорганизации временные де­ фекты и несовершенства постепенно изживаются с к а ­ ждым днем. Что касается самого, выработанного Дорсоветом ио просвещению „ Временною Положении об Учебной Ча­ сти' *, то таковое получило „молчаливую санкцию" со стороны Центрального Совета, а в Культотделе ЦК ж. д. встретило горячее одобрение (с предложением некоторым другим дорогам принять это „Положение" в основу проведения на иих соответствующей реорганизации). Параллельно с реорганизацией управления госиро- свещеипем, в области союзной культпросветптельной работы были также проведены значительные организа­ ционные изменения, причем, окончательное отмежева­ ние союзпого культапнарата от Учебной Части про- изошло 1 ноября. М. Финансовые мероприятия. Начало текущего года согнало с проведением па транспорте вообще, а в частш стн на Мурманской ж. д., самой жесткой, финансовой депрессии. Если вспомнить, нри этом, что Правление и Управление дороги и рапыне никогда пе грешило особой „ щодростыо“ в смысле ма­ териальной поддержки культработы, — то попятно, что Учебной Части пришлось в это время переживать весьма „черные" дни... Былп моменты, когда прихо­ дилось вплотную подходить к вопросу о закрытии всех школьных интернатов, введении огульной платности и т. д., что, в условиях Мурманской дороги, было равно­ сильно срыву работы по крайней мере на 5 0 % . Только благодаря упорному проведению в оісизнь все­ возможных мероприятии по сокращению расходов на детское питание (ограничение групп пользующихся бес- илатным питанием, снятие с пайка технического пер­ сонала детучреждений, получение части „опекунских" денег от Дорстрахкассы па детей-спрот), максимального уплотнения педагогической работы, концентрации интер­ натов (с закрытием нескольких мелких школ и детдомов) и сокращения штатов — удалось, с большим трудом, и нри подоспевшей, в самую критическую минуту, неко­ торой финансовой дотации из центра, пережить это тяжелое время. Одновременно с реорганизацией управляющего аппарата, необходимо было упорядочить и весьма за­ путанный вопрос о финансировании госпросвещенской работы. Задержка в центре пового „Положения об Отделах ио п р о с в ещ е н ию с о з д а в а л а весьма неопреде­ ленное положение в отношении источников рессурсов, особенно па дефицитных дорогах, на которых, как, в первую очередь, на Мурманской ж . д., целевые сборы заведомо пе могли покрыть расходов п а госпросвеіцепие (давно назревший вопрос о централизации в НКПС всех поступлений ио целевым сборам с последующим их рас­ пределением в сметном порядке — все еще находится в стадии япринципиального “ одобрения, но ., без реаль­ ного его осуществления). Тем пе менее, согласно прямым директивам ЦК ж. д., требовалось немедленно размежевать культфонды союза и источники средств на отошедшие от пего учрежде­ н и я Соцвоса н ликвидацию безграмотности. Работа эга была нелегкой, так как при прежнем объединении в Доркульте всех видов просвещенской работы все средства па таковую (целевые сборы, отчис­ ления от членских взносов в союз, добровольные обло­ жения, 1 % - н о е начисление на зарплату, средства, до­ бываемые от организации спектаклей и концертов, ш 'фафы за нарушение железнодорожных правил, отчис­ ления от оборотов транспортной кооперации п пр.) шли в один „общий котел“ как в Доркульте, так и в Учкультах. Потребовалась значительная и усидчивая работа, чтобы выяснить состояние разделительного ба­ ланса, а приведение всей отчетности в полпый порядок потребует еще и в дальнейшем значительных усилий и в астоич ивой работы. В результате проделанной работы, культфонд Учеб- noil Части с 1 октября вполне отмежевался от союзных средств па культработу, при чем, по инициативе Дор. Совета по просвсщспшо выработано особое „ Положение об учреждении спецфондов Дор -и Райсоветов по про­ свещению “ (опубликованное в Бюлл. Мурм. дороги Уі 103 от 14 сентября 19 2 3 г.). Уго последнее пачипаппе имеет весьма важное зн а ­ чение именно па нашей дороге. Дело в том, что с на­ ступлением каждого очередного срока для выплаты со­ держания работникам просвещении Учебной Части при­ ходится изыскивать всевозможные ухищрения для того, чтобы кое-как „свести концы с концами" только по этой одной основной смете (окладное содержание). Между тем дело госпросвещения требует целого ряда других совершенно необходимых расходов (учебная литература, оборудование, созыв конференции п т. д.), а необходи­ мость включения в сеть детдомов с интернатами (по специфическим условиям Мурманской дороги)—вызывает весьма значительные расходы на их материальное обо­ рудование, питание детей и т. п. ГІри недостаточности основного источника средств на госиросвещение —целевых сборов— па покрытие расходов по одному только оклад­ ному содержанию, положение вопроса с изысканием средств для удовлетворения указанных выше дополни­ тельных нужд — постоянно посило катастрофический характер. Благодаря же введению „положения о спец­ фондах", куда зачисляются всякие внеплановые посту­ пления (напр, специальные дотации из центра, случай­ ные доходы— как-то выигрыши по облигациям золотого займа, находящимся в портфеле Правлепия дороги п проч.), Учебная Часть имеет возможность располагать, хотя и весьма скромными и требующими постоянного пополнения, ио зато „забронированными" средствами, которые не должны смешиваться с поступлениями от целевых сборов. Лее указанные затруднения по финчасти являются еще далеко не изжитыми, но все-же можно отметить некоторое улучшение, обусловливаемое повышением по­ ступлений от целевых сборов, в связи с коммерческим и эксплоатациоппым развитием Мурманской дороги, а также завоеванным в центре вниманием Ц . Совета по просвещению НКІІС и Кулътотдела ЦК ж. д. к нуждам госпросвещения на пашей дороге. Из частичных успехов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz