Вестник Мурмана. 1924, № 6.
12 В Е С Т Н И К № 6 (58). ряде дорог, особенно дорог дефицитных, большие опасно сти в смысле затруднений при изыскании и распреде лении средств, а также перебоев в текущей работе. Другие дороги приняли позицию „терпеливого ожи- дания“ конкретного распоряжения— приказа из центра и оставили учреждения Соцвоса в составе Еультотдела союза, ссылаясь на то, что до сих пор „Соцпоса со хранился и в составе центрального союзного органа, т. е. в Культотделе Ц К железнодорожников» Такой образ действий тоже был неправильным, так как он игнорировал по существу указапную выше категориче скую директиву ВЦСПС и обремепял союзный бюджет и аппарат несвойственной ему но существу работой но государственной отрасли народного просвещения; ссылка же на Культотдел Ц К— была неосновательна, ибо Культ- отдел Ц К в своем непосредственном ведепіш никаких учреждений Соцвоса не имел и не оставлял, а кроме того от самого же Культотдела ЦК последовали в свое время циркуляры о необходимости немедленного на местах разграничения работы по союзной и парком- просовекой линиям. Поэтому правильно было бы идти но третьему пути и найти такие организационные формы „переходного в р е м е н и к о т о р ы е , в первую очередь — разгрузили бы фактически Дорпрофсожи от ведения работы по гос- просвещению, гарантируя и сохраняя за ппми.все нрава контроля и других форм заинтересованности, а во вто рую очередь— сделали бы возможным в любой момент введение в полном объеме нового „положения% после утверждения его с теми или иными поправками в цеп- тре, без всякой опасности ломки или перебоев, особенно нежелательных в середине учебного года. Такую задачу, — особенно трудную в силу многих сцециалышх условий Мурманской жел. дор.— взял на себя, согласованно с Дорнрофсожем, н аш Дорожный Совет по Просвещению, и к 1 октября выработал осо бое „ Положение об Учебной Части", которое, в на стоящее время, начиная с ноября, может считаться пол ностью введенным в жизнь. Проведению в жизнь означенного временного „ Поло жения об Учебной Части" (опублик. в Бюлл. Мурм. ж. д. Л- 94 от 2 6 /х— 2*8 г.) должна была предшествовать ликвидация, так называемая „учкультов" , т. е. участко вых аппаратов бывшего Доркулыа, состоявших на пра вах подотделов участковых союзных комитетов — при Учкирофсоже*І в Звапке, Учкпрофсоже II в Петрозавод ске, Учкпрофсоже-ІП в Сороке и Учкпрофсоже-ІѴ в Мурмапске. Путем соответствующей подготовки и после ревизии дел каждого из Учкультов, таковые были рас формированы: Учкульт-І— 18 октября с приемкой его дел пеноср-дствепно в Учебную Часть при Дорсовете, Учкульт-ІѴ— 31 октября с передачей дел назначенному по Мурм. губ особому „Уполномоченному Учебной Части“ и Учкульты-ІІ II II I— ликвидированы 9 ноября с пере дачей их дел Уполномоченному Учебной Части но К а рельской Автономной Республике. Уничтожение Учкультов и централизация дела гое- просвещения в Учебной Части, в условиях Мурманской жел. дороги, представляло на своем пути весьма серьез ные трудности, вызываемые, главным образом, отдален ностью от центра северных районов, неудобством сооб щения, необходимостью увязаться в работе одновременно с Иетрогубопо, Наркомпросом Карельской Автономпой Республики и с Отнаробом Мурманской губернии, при чем приходилось коренным образом перестраивать с и стему административного и хозяйственного управления местными школами, которые до того никогда не свя зывались непосредственно с цептром, а управлялись, почти вполне самостоятельно, районными Учкультами. Что касается установленных на Мурманской дороге (в отличие от других дорог) районных советов по про свещению п р и У Д Р ‘ах, то Дорсовет признал целесо образным сохранить эти учреждения только в тех пунк тах, где были назначены Уполномоченные Учебной Части, а имевно: в Петрозаводске и в Мурмапске. При этом задачи указанных Райсоветов и права и обязан ности Уполномоченных Учебной Части были точно фор мулированы и разработаны в соответствующих статьях „Положения об Учебной Часта“ и в специальной инструк ции Уполномоченным (опубл. в Бюлл. Мурм. жел. дор. № 128 от 29/хи). В соответствии с повой организационной структурой были установлены и новые штаты Учебной Части (см. Бюлл. Мурм. ж . д. № 9 9 от 5 сентября 19 2 3 г.) с усилением инструкторского аппарата, а также счетно- финансовой части, па которую легла, с упразднением участковых аппаратов, огромная работа по централизо ванному материальному снабжению всех линейных учеб ных учреждений, учету их инвентаря, снабжению про довольствием детдомов, выписке содержания всем работ никам просвещения но всей липни и т. д. Учет личного состава , с новой организацией, точно также централизовался всецело в Учебной Части. Если принять во внимание, что отчетность и дело производство в большинстве бывших Учкультов сильно „хромали" (приятное исключение составлял только Учкульт II ), и что, с переходом Учебной Части на положение „службы *4 II а ПС предъявляемые к ней тре бования в смысле точности в отчетности, делопроизвод стве и проч. должны были усложниться, — то вполне яспым представляется весь объем той громадной работы, которая легла па вновь сформированный аппарат. При этом, формировать этот аппарат приходилось в дни самой жесткой финансовой депрессии на дороге и устанавливать сокращенные до крайнего предела — минимальные штаты. Работа но организационному переустройству услож нялась необходимостью несколько раз пересматривать сеть всех школ п интернатов, проводить возможную концентрацию этих учреждений, уплотнять работу вну три и х— и, вообще, изыскивать и применять 1001 способ для того, чтобы достигнуть диктуемого необходи мостью сокращения расходов до такой цифры, которая по возможности ближе подходила бы к смете по „ц е левым сборам11, как единственного реального источпика ресурсов на госпросвещение. Трудность выполнения всех вставших перед Учеб ной Частью указанных выше организационных задач была справедливо учтена со "стороны Дорпрофсожа, по святившею очень много внимания этим вопросам и ока завшего большое содействие в смысле успешного п но возможности безболезненного проведения новой реорга низации. С другой стороны, в области финансовых з а труднений, серьезную помощь в этот период времени
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz