Вестник Мурмана. 1924, № 6.

12 В Е С Т Н И К № 6 (58). ряде дорог, особенно дорог дефицитных, большие опасно­ сти в смысле затруднений при изыскании и распреде­ лении средств, а также перебоев в текущей работе. Другие дороги приняли позицию „терпеливого ожи- дания“ конкретного распоряжения— приказа из центра и оставили учреждения Соцвоса в составе Еультотдела союза, ссылаясь на то, что до сих пор „Соцпоса со­ хранился и в составе центрального союзного органа, т. е. в Культотделе Ц К железнодорожников» Такой образ действий тоже был неправильным, так как он игнорировал по существу указапную выше категориче­ скую директиву ВЦСПС и обремепял союзный бюджет и аппарат несвойственной ему но существу работой но государственной отрасли народного просвещения; ссылка же на Культотдел Ц К— была неосновательна, ибо Культ- отдел Ц К в своем непосредственном ведепіш никаких учреждений Соцвоса не имел и не оставлял, а кроме того от самого же Культотдела ЦК последовали в свое время циркуляры о необходимости немедленного на местах разграничения работы по союзной и парком- просовекой линиям. Поэтому правильно было бы идти но третьему пути и найти такие организационные формы „переходного в р е м е н и к о т о р ы е , в первую очередь — разгрузили бы фактически Дорпрофсожи от ведения работы по гос- просвещению, гарантируя и сохраняя за ппми.все нрава контроля и других форм заинтересованности, а во вто­ рую очередь— сделали бы возможным в любой момент введение в полном объеме нового „положения% после утверждения его с теми или иными поправками в цеп- тре, без всякой опасности ломки или перебоев, особенно нежелательных в середине учебного года. Такую задачу, — особенно трудную в силу многих сцециалышх условий Мурманской жел. дор.— взял на себя, согласованно с Дорнрофсожем, н аш Дорожный Совет по Просвещению, и к 1 октября выработал осо­ бое „ Положение об Учебной Части", которое, в на­ стоящее время, начиная с ноября, может считаться пол­ ностью введенным в жизнь. Проведению в жизнь означенного временного „ Поло­ жения об Учебной Части" (опублик. в Бюлл. Мурм. ж. д. Л- 94 от 2 6 /х— 2*8 г.) должна была предшествовать ликвидация, так называемая „учкультов" , т. е. участко­ вых аппаратов бывшего Доркулыа, состоявших на пра­ вах подотделов участковых союзных комитетов — при Учкирофсоже*І в Звапке, Учкпрофсоже II в Петрозавод­ ске, Учкпрофсоже-ІП в Сороке и Учкпрофсоже-ІѴ в Мурмапске. Путем соответствующей подготовки и после ревизии дел каждого из Учкультов, таковые были рас­ формированы: Учкульт-І— 18 октября с приемкой его дел пеноср-дствепно в Учебную Часть при Дорсовете, Учкульт-ІѴ— 31 октября с передачей дел назначенному по Мурм. губ особому „Уполномоченному Учебной Части“ и Учкульты-ІІ II II I— ликвидированы 9 ноября с пере­ дачей их дел Уполномоченному Учебной Части но К а ­ рельской Автономной Республике. Уничтожение Учкультов и централизация дела гое- просвещения в Учебной Части, в условиях Мурманской жел. дороги, представляло на своем пути весьма серьез­ ные трудности, вызываемые, главным образом, отдален­ ностью от центра северных районов, неудобством сооб­ щения, необходимостью увязаться в работе одновременно с Иетрогубопо, Наркомпросом Карельской Автономпой Республики и с Отнаробом Мурманской губернии, при­ чем приходилось коренным образом перестраивать с и ­ стему административного и хозяйственного управления местными школами, которые до того никогда не свя­ зывались непосредственно с цептром, а управлялись, почти вполне самостоятельно, районными Учкультами. Что касается установленных на Мурманской дороге (в отличие от других дорог) районных советов по про­ свещению п р и У Д Р ‘ах, то Дорсовет признал целесо­ образным сохранить эти учреждения только в тех пунк­ тах, где были назначены Уполномоченные Учебной Части, а имевно: в Петрозаводске и в Мурмапске. При этом задачи указанных Райсоветов и права и обязан­ ности Уполномоченных Учебной Части были точно фор­ мулированы и разработаны в соответствующих статьях „Положения об Учебной Часта“ и в специальной инструк­ ции Уполномоченным (опубл. в Бюлл. Мурм. жел. дор. № 128 от 29/хи). В соответствии с повой организационной структурой были установлены и новые штаты Учебной Части (см. Бюлл. Мурм. ж . д. № 9 9 от 5 сентября 19 2 3 г.) с усилением инструкторского аппарата, а также счетно- финансовой части, па которую легла, с упразднением участковых аппаратов, огромная работа по централизо­ ванному материальному снабжению всех линейных учеб­ ных учреждений, учету их инвентаря, снабжению про ­ довольствием детдомов, выписке содержания всем работ­ никам просвещения но всей липни и т. д. Учет личного состава , с новой организацией, точно также централизовался всецело в Учебной Части. Если принять во внимание, что отчетность и дело­ производство в большинстве бывших Учкультов сильно „хромали" (приятное исключение составлял только Учкульт II ), и что, с переходом Учебной Части на положение „службы *4 II а ПС предъявляемые к ней тре­ бования в смысле точности в отчетности, делопроизвод­ стве и проч. должны были усложниться, — то вполне яспым представляется весь объем той громадной работы, которая легла па вновь сформированный аппарат. При этом, формировать этот аппарат приходилось в дни самой жесткой финансовой депрессии на дороге и устанавливать сокращенные до крайнего предела — минимальные штаты. Работа но организационному переустройству услож нялась необходимостью несколько раз пересматривать сеть всех школ п интернатов, проводить возможную концентрацию этих учреждений, уплотнять работу вну­ три и х— и, вообще, изыскивать и применять 1001 способ для того, чтобы достигнуть диктуемого необходи­ мостью сокращения расходов до такой цифры, которая по возможности ближе подходила бы к смете по „ц е ­ левым сборам11, как единственного реального источпика ресурсов на госпросвещение. Трудность выполнения всех вставших перед Учеб­ ной Частью указанных выше организационных задач была справедливо учтена со "стороны Дорпрофсожа, по­ святившею очень много внимания этим вопросам и ока­ завшего большое содействие в смысле успешного п но возможности безболезненного проведения новой реорга­ низации. С другой стороны, в области финансовых з а ­ труднений, серьезную помощь в этот период времени

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz